26 сентября в Литературном музее им.П.А.Ойунского состоится встреча с видным государственным и общественным деятелем, народным писателем Якутии А.В.Кривошапкиным

 

А.В. Кривошапкин – страницы жизни и произведений

 

Родители народного писателя  Якутии  Андрея Васильевича Кривошапкина вели  кочевой  образ  жизни.  Отец умер  рано. Матери пришлось  самой  поднять  на  ноги  подрастающих  детей. С малых лет писатель глубоко узнал и пережил все тяготы жизни своего народа.

Благодаря  Советской  власти,  Андрей,  живя на  полном  государственном  обеспечении  в  интернатах,  весьма  успешно  учился  в  школах  села  Себян-Кюель  и  поселка  Саккырыр.  Еще  в  эти  годы  были  замечены  его  лидерские  качества.  В  пионерские  годы  он  был  председателем  совета  дружины,  а  в  старших  классах  секретарем  комсомольской  организации,  принимал  самое  активное  участие  в  жизни  школы  и  поселка.

Когда  Андрей  учился  в  Себян-Кюельской  школе,  обучение  велось  на  якутском  языке.  Однако  вскоре  весьма  смышленый  мальчик  овладел  якутским,  как  своим  родным  якутским  языком.  По  велению  судьбы  в  этой  школе  он  встретился  с  начинающим  тогда  писателем  Платоном  Ламутским.  Он  был  учителем начальной  школы и  прививал своим  ученикам  любовь  к  словесному  творчеству. Так  в ранние  годы  у  Андрея  Кривошапкина  проявилась тяга  к  литературе.

В  Саккырырской  школе  он  начал  пробовать  свое  перо,  писал  стихи  и  небольшие  рассказы.

Вскоре  Андрей  Кривошапкин  и  его  друг  Вася Кейметинов (Баргачан)  заочно  познакомились  с  эвенским  поэтом  и  ученым  Василием  Дмитриевичем  Лебедевым.  В  своем  письме,  адресованном  ЯФ  СО  АН  СССР  В.Д. Лебедеву,  мальчики  попросили  научить  их  писательскому  мастерству. Ученый  в  своем  ответном  письме  посоветовал  им  хорошо  знать  язык  и  фольклор  родного  народа  и  быть  всесторонне  развитыми  и  эрудированными.  Для  этого  просил  много  читать.  Это  письмо  оставило  в  душе  впечатлительных  мальчиков  глубокий  след  и  они  на  всю  жизнь  следовали  совету  своего  старшего  товарища  и  друга  В.Д. Лебедева.

 

Андрей  Кривошапкин  после  школы   стал  работать  учителем.  Однако  его  никогда  не  покидала  мысль  о  получении  высшего  образования.  Так  Андрей  Васильевич  в  1962 году  поступил  в  Ленинградский  пединститут  им. А.И.Герцена.  После  окончания  института  работал  учителем,  директором  Себян-Кюельской  школы,  управляющим  отделением  совхоза «Кировский». В  эти  годы  он, изучая  жизнь  и  быт  эвенов,  столкнулся  с  тяжелым  трудом  оленеводов,  сокращением  молодежи  в  оленеводческих  хозяйствах  и  уничтожением  пастбищ  в  связи  с  промышленным  освоением  Севера.  Также  боролся   с  массовым  проявлением  алкоголизма  и  других  неблаговидных  привычек  северян.  В  душе  его  зародилась  мысль  бороться  за  судьбу  своего  народа. Как верно  утверждает  профессор  Н.Н.Тобуроков:

«Потому  он  выбрал  путь  общественного  деятеля  в  руководящих  органах  республики».

 

Литературное творчество

 

Выполняя  большую  партийную  и  общественную  работу,  А.В.Кривошапкин  увлеченно  занимался  литературным  творчеством.

В начале 80-х годов он  был  известен  как детский  писатель,  опубликовал  книги  для  детей: «Опо», «Тосапчан» (на  эвенском), «Внуки  потомственных  охотников» (на  якутском), «Мой  олененок», «Сын  Чиктикана» (на  русском).

Сейчас он  известен и как  крупный  прозаик.

Он  написал  большие  повести  и  романы,  которые  изданы  на  русском  и  якутском  языках. Это «Олени  моего  детства», «Уямканы  идут  на  Север» (1985), «Берег  судьбы» (1988), «Золотой  осень» (1990) и другие.

В  этих  произведениях  писатель  с  болью  в  сердце  повествует  об  актуальных  и   сложных  проблемах  малочисленных  народов  Севера.  Эти  вопросы  он  ставил и  в  произведениях,  адресованных  детям  Севера. Путь  к  выживанию  родного  народа  писатель видит  в  сохранении  вековых  традиций,  в  росте  национального  самосознания  и  человеческого  достоинства.  Поэтому  сильный,  добрый  и  отважный  пастух  Гена  Умтичан  глубоко  симпатичен  автору  и  с  ним  он  связывает  будущее  эвенского  народа.

Андрей  Кривошапкин  в  своей  повести  «Уямканы  идут  на  Север»  на  фоне  великолепного  северного  пейзажа  раскрывает  неблаговидные  поступки  двуногих  хищников,  которые  беспощадно  истребляют  все  живое  вокруг  себя. Жестокости  и  жадности  современных  горе-охотников,  уничтожающих  снежных  баранов  с  их  детенышами,  писатель противопоставляет  традиционные  правила  охоты  людей  старшего  поколения,  их  разумное  и  бережное,  хозяйское  отношение  к  богатству  родной  природы.

В  романе  «Золотой  олень» автор, увлекательно  повествуя о  красотах северного  края,  реалистически  раскрывает проблемы  жизни  современных  эвенов,  с  болью  в  сердце  пишет  о  потере  родного  языка,  распространении   пьянства,  нерадивом  отношении  к  труду,  трудностях  с  воспитанием  подрастающего  поколения.

Писатель,  показывая  современный  образ  жизни  эвенов,  призывает  молодежь  не  забывать  о  традиционном  укладе  жизни  своих  предков.  Устами  старика  Мэхээ он говорит: «Оран,  если  даже  станешь  образованным  человеком,  не  забывай  оленя,  люби  его,  в нем  наши  корни,  без  оленя  у  нас  нет  жизни.  Сегодня  живы  благодаря  ему,  да  и  в  будущем  невозможно  жить  без  оленя». Вместе с тем высказывает тревогу: «Как бы не потерять нам оленя и родной язык. Только при условии сохранности их живым останется мой народ».

Олень для северного народа – образ жизни, мировоззрение и познание мира, определяющее его менталитет. Эта мысль – и в основе его первого романа  «Берег  судьбы».

В этом романе  Андрей  Кривошапкин показывает  дореволюционную  жизнь  эвенов,  годы  гражданской  войны  на  Крайнем  Севере.  Главное  сюжетное  развитие  романа  развивается  вокруг  семьи  бедняка  Нэгэ.  Герои  произведения,  в  годы  больших  социальных  потрясений,  долго  блуждая,  наконец,  находят берег  своей  судьбы. В романе выражены идеи толерантности, поэтизируются человеческие отношения, основанные на взаимопонимании и доброте. Эвен Нэгэ, русский Семенов, якуты Новгородов, Аммосов – духовно близки своей человечностью, заботой о будущем народа.

 

Писатель и сейчас полон сил, творческих замыслов, с думами о судьбе и будущем своего народа.

 

Материал подготовила А.И.Гоголева —

старший научный сотрудник

Литературного музея им.П.А.Ойунского.