Гора Солнца

Он был одним из тех, кого называют Поэтом божьей милостью.

А в Якутии его величают Горой Солнца.

18 января ему исполнилось бы 90 лет.

Иван Гоголев

(01.18. 1930- 22.11. 1998)

Народный поэт, писатель, драматург, лауреат Всесоюзной литературной премии «Северная звезда», заслуженный деятель искусств РС (Я),

лауреат премии якутского комсомола

Детство

Он родился 18 января 1930 года на вилюйской земле, которую считают родиной великих шаманов, олонхосутов и кузнецов. Родные аласы, поля, озера, так любовно воспетые будущим поэтом, помнят песни и сказки его бабушки сказительницы Огдоччуи, бывшей и доброй гостеприимной хозяйкой.

В семью часто приходили гости с дальних и ближних округов. Маленький Ваня – Уйбанчик увлеченно слушал их рассказы о старине, о нынешней жизни, и старался запомнить каждое слово и деталь. Уже тогда думал, что это ему пригодится. Впервые взяв книгу из большой библиотеки, которую любовно собирал его отец, школьный учитель Михаил Николаевич Гоголев, он подумал, что это настоящее волшебство — писать книги, и что он непременно станет писателем. Отец его работал директором многих вновь открываемых школ в отдаленных наслегах. Так Ваня с детства узнал жизнь народа, его нужды и упования, горе и радость. Впоследствии отразит в своем большом творчестве, произведениях во всех жанрах: поэзии, прозе, драматургии.

С малых лет полюбил он и родные аласы, поля, реки, озера – первозданную природу. И воспел ее в стихах, поэмах, полных любви, восхищения и преклонения. И призывал учиться у нее:

«Ты у природы учись, учись красоте ее мудрой…»

В роду его были, помимо сказителей и олонхосутов, могучие шаманы и кузнецы, особо почитаемые людьми.

Поэту предопределено было стать великим шаманом. Но в годы гонений на шаманов судьба их была особенно тяжелой. И любовь матери отвела от него эту участь. Он стал Поэтом, воспевшего отчий край, Север, для которого мир природы был и есть источник силы, жизни.

В стихах его звучит:

Мир – это я. И я – природа.

Наверно, пахну, как река…

Могу полночной тишью стать я

И колыбель зари качать,

Как радуга могу в объятья

Полнеба взять, полмира взять…

Природа — мой кумир,

Мой бог земной,

Я говорю хоть это и не ново.

Мой час земной

Благословит природа пусть,

Я вышел из нее,

В нее вернусь…

Мама – главный человек для каждого из нас

О любви матери, сыгравшей большую роль в его жизни, поэт скажет:

Ты хранишь меня в беде любой

И твоя любовь,

Как в детской сказке

Стала для меня живой водой…

Мать для поэта самый любимый и дорогой человек. В стихах его звучит: «Мать, ее жертвенная любовь спасет мир, потому что делает человека человеком. Мудрость сердца даруют они – наши матери. Звезда материнская – моя звезда».

Матери он посвящает свое творчество, стихи, сонеты, поэзию, осознавая ее значимость и красоту:

..Прекрасного, как лунный свет

коня,

Поэзии своей,

Привел к тебе я,

Голову склоня…»

Годы учебы

Несмотря на трудные послевоенные годы, семья отправила его учиться в Литературный институт им.М.Горького в Москве. В этом помогло участие

В.А.Протодьяконова, Депутата Верховного Совета ЯАССР, уже тогда увидевшего в юном даровании большой талант.

Учеба в Литературном институте расширила кругозор, одарила знанием русской, мировой литературы, дружбой с творческими людьми разных национальностей, которую он пронес через всю жизнь. Особо значимыми были беседы с выдающимися писателями и поэтами — Александром Твардовским, Михаилом Шолоховым, Ильей Эренбургом. В эти годы поэт пишет множество стихов, ярких, своеобразных, вдохновленный открытием и постижением большого мира. Руководитель семинара поэзии Евгений Долматовский называл его гениальным якутом.

Здесь же в Москве он встретил свою любовь — Марию Алексеевну Черткову, которая стала спутницей его жизни, музой, опорой во всем и защитой. Мать его, еще не зная ее, благословила его на этот союз, она сразу поняла вещим сердцем, что именно ей, Марии, можно доверить чуткого, ранимого поэта, при всей силе и мужестве большого таланта.

Свобода творчества в то время была ограничена, писателей призывали писать только методом соцреализма. А он писал о природе, умея видеть в малом — большое, в капле росы — океан, вечность, обнаружить образ-исток, образ-начало высших моментов, загадочных явлений действительности. Он – поэт и потому привык считать друзьями солнце, небо, облака, «зиму, лето золотое». Под его пером рождались стихи о старой корове, стакане воды, радуге, рабочем столе, что как конь, пасется в тумане, отдыхая от напряженных трудов. А горсть земляники в его стихах– это доброта, которая может исцелить и спасти человека в трудные дни болезни и бед.

В 1950 годы он вошел в литературу стремительно и ярко, как метеорит, сказал об этом народный поэт Якутии Семен Руфов.

Его своеобразное дарование проложило в якутской поэзии новое стилевое направление. Поэтому его творчество являло пример для подражания многим начинающим поэтам и собратьям по перу. Многие из них стали теперь большими, известными в республике, стране людьми – это Иван Переверзин, Николай Лугинов, Иван Мигалкин и другие. Поэт внес большой вклад в развитие системы якутского стихосложения: это сонеты, четверостишия-афоризмы, элегии, молитвы, баллады, легенды, благословения — так значительно расширил и обогатил жанры.

Своеобразие поэзии

Отличительная черта поэзии Гоголева – стремление героя выразить

собственное видение мира. Это воспринималось как вызов устоявшемуся мнению, предпочитавшему гладкие привычные пути. Поэту не по душе серая середина, обыденные образы, сравнения. Особенность его лирики – глубинное

философское осмысление фольклора, его образов, легенд, песен в связи с современностью.

Будь то пейзажная лирика, или стихи — размышления «Ищу волшебный подснежник», сонеты, стихи «На той стороне радуги», «Лирика», или поэтическая публицистика, глубинные раздумья о судьбе человека, народа в драматической поэме — «Письмена на бивнях мамонта», «Трехглавые орлицы».

Он воспринимается, прежде всего, как художник яркой национальной индивидуальности. Родная природа, которой так восхищается поэт, великолепна своей неповторимостью. Поэт в своеобразных образах и картинах отражает далекое прошлое, помогает по-новому увидеть, открыть красоту привычного быта, с думами, мечтами о лучшем в будущем, как в стихах «Северное сияние», «Молитва поэта», «Ягель в инее», «Тишина», «Клест», «Песня охотника» и других.

Как отмечает исследователь П.В.Максимова, лирика Гоголева воплощает ищущее начало художественного слова: его поэзия смысловая, смело высказывающая суждения и для этого находящая в народной философии и верованиях новые грани осмысления жизни и времени. Поэтический стиль его – новаторский.

«В этом плане он идет по пути, проложенном в 20-годы П.Ойунским, с той разницей, что они – поэты своего времени. Их талант и мастерство в том, что они улавливают и включают в свой творческий актив особенности времени в их индивидуальном философском осмыслении, отражая характерность эпохи через образы и символы. Отсюда внимание к метафоре и ритму, своеобразным эпитетам и сравнениям. Язык афористичен в утверждающем пафосе, самобытные образы представляют собой переосмысление или домысливание устоявшихся в народной памяти сюжетов и характеров.

Лирика Гоголева не повторяет новаторства Ойунского, но сходна по его художественным поискам, творческому подходу в осмыслении устного творчества, верований народа».

П.В.Максимова. Жанровая типология якутской поэзии. Новосибирск, Наука,

2002, с.136.

Майя, Майя – ты мой вечный май

Этими словами поэт Иван Гоголев выразил свое восхищение и благодарность любимой супруге Чертковой Марии Алексеевне, той, что создала первый сад на вечной мерзлоте, крепкую, дружную семью и подарила поэту троих детей, творчески одаренных личностей. Благодаря любви к ней, родилась песня «Якутия моя родная», музыку к которой написал замечательный армянский композитор Грант Григорян, его друг и соратник. Песня эта сразу полюбилась людьми и стала народным гимном. Благодаря супруге, другу,

помощнику во всем, человеку удивительной доброты, душевной чистоты и мудрости, поэт мог плодотворно, вдохновенно творить. Она создавала для этого все условия, нелегкие заботы в быту взяла на себя, окружая его мягким светом заботы, внимания, тепла и любви. И сама стала большим специалистом в своем деле, замечательным ученым – селекционером. Заслуженный агроном РС (Я) и РФ, лауреат государственной премии РС (Я) в области науки и техники и множества других, почетных наград, вырастила, несмотря на суровые северные условия, чудесные яблони, целительную смородину – цветущий сад, где поэт создал свои лучшие произведения. Это — песни, детские сказки, стихи «Харчаана», роман-трилогия «Черный стерх», роман-поэма «Третий глаз», «Книга мистерий», «Не отворачивайся, Богиня милосердия», последний роман о якутском народном герое «Манчаары», повести «Я вас люблю», «Не руби сук», сказание «Эр Соготох», драматические поэмы «Чайки над Леной», «Письмена на бивнях мамонта», множество стихов и поэм.

В сад на Лене — реке часто приезжали гости. Среди них — соратники, друзья: поэты Василий Сивцев, Семен Руфов, Олег Шестинский, композиторы Грант Григорян, Алексей Сазонов, профессор Иннокентий Томский, ученый — востоковед Егор Сидоров, композиторы Николай Берестов, Захар Степанов, Грант Григорян, актриса Зоя Багынанова, режиссер Федот Потапов, — с которым Гоголев проработал более 25 лет в театре.

Когда сад хотели закрыть, поэт выступил в защиту его. Написал либретто, а музыку — замечательный армянский композитор Грант Григорян. Так родилась первая якутская оперетта «Цветок Севера» с главной героиней Марией. Она стала единственной и неповторимой в искусстве Якутии и до сих пор идет с полными залами.

Буду бороться за человека и доброту

Супруги вместе создавали и отстаивали красоту, поэзию в быту, нелегких буднях, полных труда, забот и вдохновенного творчества.

Рядом покойно и величаво протекала Лена — река, за окном шумели березы, цвели яблони, чье цветенье напоминало оперенье его любимых небесных птиц стерхов. Красота цветущих деревьев, растений, их целебная сила питала живой водой, вдохновляла, помогла жить, работать и творить. При этом поэт часто ездил на родину, родной Вилюй, где его ждали с нетерпением, встречали как дорогого, близкого человека, любимого писателя и поэта, чье имя почитают, несут, как знамя. Так его жизнь протекала среди двух рек – Лены и Вилюя.

Когда произошла экологическая катастрофа на Вилюе, он один из первых выступил в защиту природы, против варварского, потребительского отношения «покорителей природы». «Проблема экологии, как и проблема

сохранения мира, касается каждого жителя нашей планеты. Когда погибают моря и реки, погибаем и мы, люди. Охрана и сохранение природы – это охрана наших домашних очагов, колыбели детей наших, охрана наших душ».

Он, как поэт и гражданин, наделенный пророческим даром, предупреждал об угрозе загрязнения Лены реки, говорил о ее значении:

«Лена — наша национальная и интернациональная гордость. Ведь на берегах ее живут не только якуты, но и дети разных народов. Все они считают Лену своей колыбелью. Осквернять свою родную колыбель у всех народов считается тяжким грехом. Пока не случилось непоправимое, мы должны принять меры по сохранению чистоты Ленской воды, ее несравненной красоты».

Поэт посвятил Лене песни, стихи, поэмы, цикл легенд, четверостишия в книге «Чайки над Леной». Река Лена — это символ родины, в величавой красоте и мощи, в извечном круговороте природы, с думами о прошлом и настоящем, устремленными в будущее, размышлением о чести, патриотизме, нравственных ценностях.

На русский язык книгу перевел известный поэт Олег Шестинский, с которым его связывала большая творческая дружба. Переводчик сказал, что если выразить в двух словах сущность книги Ивана Гоголева, то это строки из авторского монолога: «Буду бороться за человека и доброту».

Книги, стихи поэта переводили на русский язык Николай Старшинов, Владимир Павлинов, Анатолий Преловский, Илья Фоняков, Нелли Закусина, Алексей Королев, Егор Сидоров, В.Бояринов, Н.Переяслов.

Романы «Третий глаз», «Не отворачивайся богиня милосердия», «Манчаары», «Черный стерх», — перевели Дмитрий Чупрыня, Анна Ленская.

Любовь спасет мир

Роман — трилогия «Черный стерх» стал настольной книгой для многих любителей литературы, им зачитывались, в библиотеках остались считанные экземпляры, как библиографическая редкость. Это панорама народной жизни во время великого перелома, революционных потрясений

Один из главных героев романа Кысалга, добровольно обрекает себя на участь шамана, чтобы спасти свое угасающее племя. Но добился ли он желанной цели? В чем смысл человеческого существования?

Образ черного стерха — не символ ли тревоги людской за судьбу не только своего народа, небольшого племени, но и всего человечества. Стерх – черный, потемневший от бед, насилия и зла, что грозят разрушить мир. Но все — таки стерх – символ солнца и счастья.

А солнце у северян – источник жизни, жизни в извечном круговороте природы, в борьбе добра и зла.

Что же спасет от черной гибели, разрушения все живое – доброта, милосердие, любовь — говорит поэт, великая сила, мудрость народа. Не это ли утверждается в великих религиях мира, указывающих пути спасения человечества.

Об этом и драматическая поэма «Вознесение» — мистерия жизни и смерти, представленная в этом сборнике, из «Книги мистерий» поэта. Эту Книгу видный ученый-востоковед, лингвист и переводчик Е.С.Сидоров назвал якутской Книгой мертвых и живых в своем предисловии, сравнительном анализе якутских представлений о мире с мировыми религиями. В своих пояснениях древних образов, слов, выражений и комментариях — раскрывает значение феномена шамана, верований, сказаний – олонхо и Поэта божьей милостью Ивана Гоголева. Феномен его и в том, что оставаясь глубоко национальным, самобытным поэтом, он органично вписывается в общий контекст современной мировой литературы.

В 1970 году вышел сборник «Под девятью небесами», где впервые были опубликованы «Письмена на бивнях мамонта». Во вступлении говорится: раз в столетие мать-Земля выступает с заветным словом, то слово слышат только великие поэты. Небо- отец раз в тысячелетие исторгает слова — пророчеств знаки, их понимают только вещие поэты. А свое заветное слово поэт много лет вынашивал в сердце и решился высказать человеку с чуткой, отзывчивой душой, тому, кто может бороться, творить любовь и радость.

В произведениях Ивана Гоголева перед нами встают во весь рост многогранные, величественные образы предков – Эр Соготоха, Элляя, Тыгына, богатыря Бэрт Хара — оживает историческая память народа, в поэмах высокого эпического звучания — «Спасите небо», «Слово Древа Аал Луук», «За пять минут до полуночи» поднимаются глобальные проблемы судеб человечества и экологии мира

В поэтической трагедии-трилогии «Посланец железного века», «Утро Лены», «Священный удел» в философском ключе раскрываются истоки происхождения современных якутов, исторические судьбы народа, судьба народного героя Манчаары.

В комедии — трилогии «Наара суох» в образе народного шутника острослова якутского Насреддина расцветает кипучая искрометная мудрость народа.

Театр Ивана Гоголева

Драматург Иван Гоголев расширил горизонты драматургического творчества, разнообразил жанры, обогатил возможности театра.

В Якутии, в театральном искусстве существует понятие — Театр Ивана Гоголева. Он сотрудничал с театром более 25 лет, создал более 150 произведений для театра. Не одно поколение известных якутских артистов

выросло на его пьесах. Видный якутский режиссер Федот Федотович Потапов поставил на сцене театра множество его пьес.

Поэт и музыка

Иван Гоголев был и музыкально мыслящим поэтом. Многие его произведения легли в основу известных музыкальных сочинений, без которых сегодня немыслима история якутской музыкальной культуры. Это полно и ярко представлено в сборнике «Камерно-вокальные произведения якутских композиторов на стихи народного поэта Якутии И.М.Гоголева — Кындыл», (Якутск, 2006 г.) с лучшими образцами сочинений замечательных композиторов Гранта Григоряна, Германа Комракова, Захара Степанова, Николая Берестова, Валерия Каца и других, с которыми поэт плодотворно сотрудничал. Так вместе с Захаром Степановым была создана опера «Колыбельная», посвященная памяти защитников Отечества, матерям погибших воинов. Воинам – героям, освободителям от фашистского ига поэт посвятил лучшие песни, стихи, замечательную «Балладу о серой шинели».

Известный музыковед Татьяна Павлова, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ, проделавшая большую работу по составлению ряда музыкальных сборников, подчеркивает:

«Многолетнее сотрудничество И.Гоголева – Кындыл с якутскими композиторами, обогатило якутскую музыкальную литературу свежими оригинальными идеями и замыслами. Поэзия большого мастера оказала огромное влияние на их творчество, открыло им новый образный мир. Глубокое содержание и жанровая разносторонность наследия И.Гоголева будет вдохновлять многие поколения создателей и исполнителей якутской музыки, даря им радость соприкосновения с творчеством великого якутского поэта».

Много лет репертуар якутских театров — музыкального, драматического, народного питается его творениями. Это детские сказки: «Долина стерхов», «Волшебный хомус», «Сказки старика Сэркээн Сэсэна», трагедия шекспировского накала «Тыгын Дархан», искрометные комедии, фарсы, гротески, необычные сатирические сцены. Уже прошел тысячный спектакль комедии «Наара суох» и до сих пор идет с полными залами. Поставлена пьеса по его знаменитому роману «Черный стерх».

Надо отметить, что и проза его – особая, она не соответствует литературным канонам, не укладывается в привычные жанры, к ней и подход должен быть другим. Повесть «Не руби сук» — художественное исследование проблемы человека и природы, истоков нравственности. «Мудрость сердца выше мудрости разума. Если бы все люди были мудры сердцем, на земле не было бы места всякому злу, подлости и скверне»

Роман « Не отворачивайся, богиня милосердия» — осмысление нашего сложнейшего времени, трагический роман – покаяние.

Книга «Третий глаз», переведенная на немецкий язык и изданная в Берлине, в издательстве Дагиели, названа автором как роман — поэма, три жизни одной души. Это — роман о любви якутской белой шаманки и русского православного казака.

На основе якутских народных преданий об Элляе, первопредке якутов, создано эпическое сказание «Эр Соготох», драма «Трехглавые орлицы» — раздумья о путях прошлого, настоящего и будущего, которое предвидел Элляй. «Он стоял у истоков духовной культуры народа саха. Был основоположником ежегодного праздника ысыаха, этим обрядом установил связь Земли и Неба. Элляй основал культ небесных богинь, озвучив их имена и ритуал поклонения им. Если отсутствует Вера, связь Земли и Неба прерывается. Человек без Веры – это пустой сосуд», — говорил поэт.

Когда мне грустно, беру в руки томик Пушкина, и грусть проходит

Так говорил поэт. Его поэтическим кумиром был Пушкин. Он, как и другие якутские писатели, поэты посвятил ему свои произведения, поэму «Встреча с Пушкиным», «Вторая встреча с Пушкиным». Первое произведение написал восемнадцатилетним юношей. Отсюда и восторженность обращения к святому имени кумира, общий романтический настрой поэмы. Молодой Гоголев точно подметил основной, жизнеутверждающий дух поэзии Пушкина – его верность народным чаяниям, любовь к простому народу и веру в лучшую долю России, Якутии.

Во «Второй встрече с Пушкиным» передано любовное, трепетное отношение к великому Пушкину, звучит много новых тревожных мыслей о том, что мир очень хрупок, что люди в одночасье могут потерять великий дар природы – родную матушку землю. Все мы должны и обязаны сохранить ее.

Строки Пушкина, великого жизнелюбца, были бесконечно близки ему:

«Но не хочу, о, други, умирать, я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Жизненное кредо Пушкина — творить и мыслить для народа, стало для Гоголева путеводной звездой.

Он часто обращался к его стихам, перевел на якутский язык его стихотворения. Его первый роман в стихах «Солнечная гора» о дружбе, любви и верности молодых написан онегинской строфой. Этот роман с восторгом встретила публика, соратники по перу.

В последние годы жизни с головой погрузился в одухотворяющий мир великого поэта. «Несмотря на отдаленность эпох, Гоголева с Пушкиным роднит звезда гения, судьба гения и боль за эпоху, за человека», — утверждает Егор Сидоров:

Стал я жить с этих пор

Радостью и страданием

Эпохи моей многотрудной,

Жестокой эпохи моей…

Как и Пушкин, поэт – рыцарь любви:

Что же со мной такое?

Ведь на висках седина.

Мне не дает покоя

Нашей любви весна…

Как нежно луна освещала

Черты дорогого лица…

Есть у любви начало,

И нет у любви конца.

Как Пушкина, власть имущие не очень жаловали Гоголева, порой хватало у него всякого.

Так же как Пушкин, Гоголев — борец за человеческое в человеке, в утверждении добра и любви, может с полным правом сказать: «И буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в наш жестокий век прославил я свободу и милость к падшим призывал».

Об этом и последний роман поэта о народном герое «Манчаары», гимн свободному человеку, борцу за человеческое достоинство, роман-покаяние «Не отворачивайся, Богиня милосердия» произведения, написанные в трагические годы болезни, кризиса 90-х годов, после потери единственного сына Алеши.

Поэт долго молчал, но горе было так велико, что не могло не вылиться в творчестве. Так появились трагические стихи «Чайка», роман «Не отворачивайся богиня милосердия» — роман о самых болевых моментах нашей истории, где отражена не только его личная боль, но и целого поколения, пережившего невосполнимые потери в войнах, сталинских лагерях, социальных и нравственных потрясениях, когда жизнь человеческая была обесценена в диктате насилия, гнета идеологической системы. Это стало поворотным в судьбе поэта, его творчестве, жизни.

Память народная

Народ, особенно на родине его, в Вилюйске, ценит, помнит и любит своего поэта. В селеньях Сыдыбыл, Халбакинском наслеге и городе Вилюйске, где прошло его детство, до сих пор спорят, где он родился. Здесь каждый год в январе, в День его рождения, проходят Гоголевские чтения, где принимают участие люди разных возрастов и профессий. В честь его названы школа, улица; народный театр в Вилюйске, г

Вам непременно покажут родной дом поэта, любовно собранные вещи, книги в музее, школу, педагогический колледж, где он учился, бюст, стелу, любимую березу. И конечно — Ытык сир – священную землю, где установлена почетная коновязь, символ союза земли и неба — имени Ивана Гоголева. Все это создано благодаря стараниям сородичей, в особенности — народного мастера — умельца Марта Николаевича Слепцова. Так был подготовлен и издан библиографический справочник — Иван Михайлович Гоголев – Кындыл – Уйбаан: библиографический ыйынньык, Дьокуускай, 2004.

Он оставил нам большое творческое наследие, более 50-книг, множество рукописей со стихами, песнями, прозой, драматическими и публицистическими произведениями.

Его книги выходили в крупнейших издательствах страны: «Советский писатель», «Советская Россия», «Наш современник», в местных издательствах «Бичик», «Кудук», «Якутия», переводились на языки братских республик, на немецкий, английский, французский. В издательстве «Бичик» в серии «Классики якутской литературы» издано 6 томов собрания сочинений, на родном языке, из 12 запланированных автором томов.

В Якутском Северо-Восточном федеральном университете им.М.Аммосова много лет шел семинар по изучению творчества Ивана Гоголева, руководителем был доктор филологических наук, профессор Н.Н.Тобуроков, а затем кандидат филологических наук Матрена Петровна Попова.

За выдающиеся заслуги перед Отечеством, вклад в литературу страны Иван Гоголев был удостоен почетного звания «Народный поэт Якутской АССР», «Заслуженный работник культуры РФ», премии Ленинского комсомола, Всесоюзной литературной премии «Северная звезда».

За самоотверженный героический труд в любви к родине, людям он удостоился одного из самого почетного народного звания «Гора Солнца».

Одноименный том воспоминаний и работ, посвященный творчеству и личности И.Гоголева, написан его друзьями, близкими, почитателями таланта. Книга так и называется — Гора Солнца и подготовлена, составлена В.Т.Сивцевым, народным поэтом РС (Я) и профессором И.Томским, академиком социальных наук и Академии Северного Форума, называвшим поэта якутским Пушкиным.

«Феномен Гоголев выше таланта. В «Слове о Толстом» Леонид Леонов говорил: «Думы и вдохновения, преодоленные сомнения и надежды эпохи составляют золото литератур, живучесть которых целиком зависит от того, насколько они обеспечены историческим опытом современников, для таланта – казной всенародной, для гения – общечеловеческой».

Г.Г.Маркеса называют «Колумбийским вулканом». На нашей благодатной великой Лене тоже есть вулкан – вулкан фантазии и творчества, поэзии и мудрости, имя ему – Иван Гоголев…С гениями не прощаются. Бессмертный дух гения, душа его и творения навеки остаются с народом, с людьми планеты. По широте, глубине охвата, силе, яркости отражения Иван Гоголев встанет в ряд классиков мировой литературы.

В творчестве его нашли наиболее полное отражение дух народа, мудрость его и красота души. Мы еще не осознали: какой гений жил среди нас, творил для нас. Верно, грядущие поколения будут более чуткими и оценят по достоинству масштаб личности его творчества.

Большое видится издалека».

Егор Сидоров, поэт-переводчик, лингвист, религиовед, кандидат филологических наук, первый якутский востоковед, исследователь творчества А.Е.Кулаковского.

Литература:

Жанровая типология якутской поэзии. П.В.Максимова. Новосибирск, Наука, 2002, с.136.

Сад нашей жизни.А.Гоголева. Якутск, 2007.

Черный стерх. И.Гоголев, Вече, М., 2018.

Путь орлов лежит на север. И.Гоголев, Вече, М., 2018.

Кюн хайатын сарыала. Якутск, 1999.