You are currently viewing Проект «Целительная сила слова и искусства»

Проект «Целительная сила слова и искусства»

 В эти нелегкие времена – пандемии, войн, различных проблем все мы нуждаемся в положительной светлой энергии. Ее дарует прежде всего Природа. По традиционному  мировоззрению северян, природа – источник всякого богатства, существует для человека и неотделима от его жизни. Человек – главная ценность в мире, именно в природе – залог стабильности его жизни. Природа – та среда, среди которой протекает его жизнь.

Все мы хотим, чтобы жизнь наша, которая даруется лишь раз, протекала в благополучии, цветении. Народная мудрость, опыт разных поколений северных народов сохранила ценный багаж знаний, представлений о том, как жить в гармонии и благополучии с окружающей средой.

Люди Севера, чья жизнь протекала среди природы, зависела от нее, издревле знали о необходимости жить по природным законам и строго придерживаться их. Даже от местности, в которой они жили, во многом зависели черты характера человека.

Люди верили, что у каждой местности есть свое дыхание – тыын. Бывают местности с легким, подобно весеннему воздуху, дыханием, бывают с тяжелым. Например, окраинные якуты называли жителей местности центральных улусов «дойду огото» — дитя мира, т.е. центра и приписывали им такие качества, как общительность, стремление к  неизведанному, риску, а люди таежных мест отличались обстоятельностью, рассудительностью, скромным, тихим нравом.

 Якуты, проживающие в верховьях или у истоков небольших рек, полушутя говорили о себе, что «они – молчаливее рыбы, замкнутее яйца», подчеркивая, что им присуща медлительность, спокойный ритм жизни. Живое начало в Природе – тыын основа этих представлений. «Тыын – дыхание, жизнь, душа, дух; жизненность, присущая как животному, так и растению» (Пекарский, ст.2948).

 Якуты сравнивали «дыхание» своей родины  с «прохладной сметаной» в жаркий день, «с жарким пламенем очага в морозный день». Это, при бережном отношении, неиссякаемый источник целительной энергии, что помогает восполнять недостаток «жизненности», помогает в исцелении. Раньше шаманы, посредники между духами и людьми, проводили камлания «продолжения жизни чахоточному вложением дыхания растений», которое проводили только весной и просили изобильную Вселенную поделиться своим счастьем с больным.

 В религиозно — мифологическом сознании, дыхание – тыын – животворное единое природное начало не только способствует восстановлению энергии, но и зарождению новой жизни. Возможно, дыхание, присущее природе, всему живому, обладало и свойством придавать всему сущему качество бытия – кут.

В некоторых фольклорных текстах, один из элементов кут – салгын-кут – именуется ага кут – отец — душа (Ястремский, 1929,с.5) Вероятно, эти представления о кут были связаны с мифологическими воззрениями о боге-отце (небо – отец), который «вдувал» кут в лоно богини – матери (земли-матери).

Представление, согласно которому земля изображается женщиной, лежащей внизу, а небо – мужчиной, посылающим к ней плодотворное тепло и влагу, от которой земля, подобно женщине, зачинает плод, характерно для многих народов мира.

 По представлению саха, кут земля получала от неба в виде священной, дарующей жизненную энергию влаги – илгэ.  В якутском олонхо присутствует образ духа – хозяйки Аан Алахчын, которая является «священного древа душой», вскармливающей богатыря божественным соком «илгэ» (см.Нюргун Боотур, с.101-102).

«Илгэ – илгэн – дар богов, придающий силу естественную, богатство; божественная жидкость, сок; арагас-илгэ – желтая влага (т.е.масло, или вернее сок трав, которое обращается в масло), желтая божественная жидкость, которая каплет из 80 разветвлений священного дуб — дерева; юрюнг илгэ ас- белая божественная жидкость, белое божье молоко» (Пекарский, ст.918). Следовательно, илгэ также означало «род, родню» ((Пекарский, ст.918).

По мифологическим представлениям саха, человек «сделан» из природных материалов.  В бытовом разговоре якуты часто используют понятие «буор саха» — (земляной якут), т.е. истинный якут, не испорченный чужой цивилизацией. В олонхо подчеркивается, что сущность  человека из племени ураанхай –с аха воссоединена с землей плотью своей.

В мифологических текстах сотворенный мир – это мир порядка, света, Жизни. Это мир для Человека, а для других «чужих» земля непригодна для жизни. Так в олонхо «Нюргун Боотур» богатырю Нижнего мира в земных условиях несносно, теряет силы он, падает духом.

А для дитя Среднего мира – человеку свой мир представляется как середина, норма. В песнях – поэмах о мироздании, о природе родной земли восторженно восхваляются просторы земли, ее моря, реки, озера, леса, горы, долины, аласы, звери, птицы, славятся природные богатства.

Земля прекрасна тем, что ее богатства и блага неистощимы, они изобилует для благополучия людей.

Эти темные леса со зверями,

Эти голубые воды с рыбой,

Эти быстроногие разной масти,

Эти пернатые всяких видов –

Все до единого,

Все создано для нас,

Для всех живых людей…

На нашу пользу,

На наше благо,

Чтоб жизнь наша

Установилась прочно

                                        С.Васильев, 1973.

  Природа создана для человека, он должен жить согласно ритмам Природы, чтобы не терпеть бедствий. Нарушение этого может привести к бедам. Все хозяйственные деяния сопровождались ритуалами. Даже при рубке леса, дерева произносили заклинание — алгыс к духу хозяина леса с просьбой не серчать, не гневаться. Нарушение гармонии в природе, небрежное или разрушительное отношение к ее созданиям приводило к сбою, бедствиям. Человек и природа взаимосвязаны. Местность наделялась человеческими качествами, она имела свое дыхание, свой нрав, могла быть доброй или злой. У якутов есть «свои реки», «свои аласы».

  Люди верили, что можно исцелиться родной землей. Отправляясь в дальний путь, они брали с собой мешочек с родной землей. Родная земля выступала источником жизненной энергии, материнским началом. Как только человек выходил за пределы своей родины, его подстерегали опасности и беды, что вынуждало строго придерживаться табу на дорогах, особых правил поведения на чужбине. Якутская пословица гласит: «Чужая сторона опасна, а своя обидчива». Своя земля обижается, когда к ней относятся без должного уважения и почитания.

Есть особые места — улуу сирдэр – сакральные (великие) – так называемые открытые, через которые проходили дороги, ведущие в Верхний и Нижний мир, где устанавливаются контакты с иными мирами посредством ритуалов. Это особо почитаемые места.

А для человеческих поселений пригодны пространственно защищенные местности.

  Ытык сир —  священные места считались ведущими в мир божеств-творцов. Они выбирались белыми шаманами для совершения ритуалов в честь добрых божеств – айыы. Священные места и те, что отличаются необыкновенной красотой. По поверьям, здесь останавливаются духи.  Священные считаются и те, что имеют необычный вид, например, деревья, лиственницы, березы и пр. Нельзя их ломать, рубить.  Виновников, нарушивших запрет, настигнет кара, дети его, родственники, скот вымирают, сам виновный может заболеть и умереть.

   Также особо почитаются места древних поселений предков, территории, отмеченные историко-культурными памятниками, возведенными в честь какого-либо особо знаменательного события, например — коновязью – сэргэ, жертвенными знаками – кэрэх и места древних захоронений, особенно могилы великих шаманов.

Якуты верили, что некоторые шаманы и после смерти продолжают оставаться покровителями своего рода.

 В сакральных местах есть особые правила поведения. Например, исконные названия их запрещалось произносить вслух, в обозначении их применялось почтительное обращение «Эбэ» (бабушка).

 К нечистым местам относились  в первую очередь те, где шаманы проводили обряды, посвященные злым духам, или же камлания с проклятием. Крайне опасными считались и те местности, по которым проходили шаманские дороги, где шаманы ставили свои самострелы и «привязывали» злых духов. Опасными становились и места, экология которых была разрушена.

 Люди издалека обходили и места захоронения черных шаманов и умерших насильственной смертью. Все эти места также почитались, называли не иначе, как Эбэ.

 Издавна известно, что Человек и Природа – едины, взаимосвязаны. Природа, дарующая жизнь и пропитание человеку, необходимые жизненные силы, нуждается в его заботе, неустанной работе по ее сохранности, в поддержании необходимого порядка, природного равновесия, целостности, чистоты и в духовном плане. Надо следить и за своими мыслями, не делать зла, худого, противного человеческим, земным и небесным законам. Иначе неминуемо возмездие, как аукнется, так и откликнется. Нельзя рубить сук, на котором сидишь.

Литература:

Пекарский Э.К. Словарь якутского языка в 3-х т. – 2-е изд. – М.: изд-во АН СССР, 1959.

Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: по преданиям якутов бывшего Якутского округа). – Якутск: Бичик, 1994.

Ястремский С.В. Образцы народной литературы якутов/Тр.Комиссии по изучению Якутской АССр.-Л.: изд-во АН СССР, 1929.-т.7.

Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо.- М.: Наука, 1983.

Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос (воссоздал на основе народных сказаний П.А.Ойунский; пер.на рус.яз. В.М.Державин. – 2-е изд.- Якутск: Кн.изд-во, 1982.

Священные места Якутии: изучение, охрана и использование. (Материалы республиканской научно-практической конференции 15-16 апреля 2008 г) Якутск, 2009.

Подготовила  А.И.Гоголева, к.ф.н.

Loading