ОЙУНСКАЯ Сардана Платоновна (06.09.1934 – 13.07.2007)

Фольклорист, литературовед, кандидат филологических наук. Член Союза писателей России. Заслуженный ветеран Сибирского отделения Академии наук. Заслуженный работник культуры РС(Я). Лауреат Государственной премии РС(Я) им. П.А. Ойунского. Почетный гражданин Таттинского улуса.

Родилась в Москве в семье видного государственного деятеля, основоположника якутской литературы, ученого П.А. Ойунского.

В 1962 году окончила Якутский государственный университет. Работала старшим научным сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера РС(Я).

В течение многих лет занималась исследованием якутских загадок и народной поэмы-тойука. В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Якутские загадки», за что получила большое признание российских фольклористов.

Была составителем, автором переводов, вступительных статей, комментариев двуязычных сборников “Якутские загадки” (Якутск, 1975), “Якутские народные поэмы-тойуки” (Якутск, 1982), “Якутские сказки” (Ч.2. – Якутск, 1967), “Якутские народные песни” (Ч. 1-3. – Якутск, 1976, 1977, 1980), героического эпоса – олонхо “Кыыс Дэбилийэ” и “Модун Эр Соготох” (Новосибирск, 1993) для серии “Памятники фольклора народов Сибири и Востока”. В 1992 г. в г. Санкт-Петербурге опубликована ее монография “Якутские народные загадки. Специфика жанра”. Данный материал послужил основой для издания в 2002 году двуязычного сборника “Якутские загадки” (Якутск, 2002), составителями которого являются С.П. Ойунская и Е.П. Чехордуна.

С 1988 года С.П. Ойунская вплотную занялась работой по исследованию и публикации наследия П.А. Ойунского. Будучи Председателем общественного фонда П. Ойунского и членом Правительственной комиссии, в 1993 году она принимала активное участие в организации и проведении юбилейных мероприятий Республики Саха (Якутия) и ЮНЕСКО (Париж), посвященных 100-летию со дня его рождения. Под ее руководством группой ученых-литературоведов в 1992-1993 гг. подготовлено к печати 3-томное собрание сочинений, куда вошли художественные произведения и научные труды П.А. Ойунского.

В 2003 году к 110-летнему юбилею П.А. Ойунского ею подготовлен к изданию, воссозданный поэтом на основе народных сказаний, эпос “Дьулуруйар Ньургун Боотур” (“Нюргун Боотур Стремительный”).

В последние годы жизни занималась изучением современной якутской прозы. Известна как автор художественных произведений. Изданы поэмы “Дойдум Таатта, дорообо!”, “Хоочугур уола Былатыан”, эссе. Впоследствии они вошли в книгу “Светлой памяти отца” (Якутск, 1999).

В своей книге «П.А.Ойунский и якутский театр», Якутск 2003 ( заметки, эссе, воспоминания) она пишет о своем отце,  о становлении якутского театра, его артистах.

Очень интересны ее воспоминания о своем детстве, когда она жила в семье двоюродного брата матери, народного артиста Якутии Виктора Афанасьевича Саввина и смотрела репетиции знаменитого эпоса «Нюргун Боотур стремительный» на сцене театра в здании бывшего кафедрального Троицкого собора. Вспоминает спектакли «Полевой цветок» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, где танцевали Мария Жорницкая и Ксения Посельская…

«Это было незабываемое зрелище!.. В середине 60-х годов, многие годы спустя после первого национального балета родился сказочный «Чурумчуку Жигжита Батуева, по либретто Серафима Элляя и Марии Жорницкой. Первой исполнительницей Нюргуяны была Дина Степанова, такая нежная, лиричная…Как скоротечен на сцене век солистов балета! Но жизнь их продолжается в творческом деянии, в деле воспитания нового поколения служителей Терпсихоры…»

Сардана Платоновна прослеживает эстафету поколений – пишет об артистах: Ирине Максимовой, Петре Решетникове. «Эстафета поколений… Это преемственность, среда воспитания и гены. Эстафетную палочку служения Большому Искусству подхватила их дочь Аиза Петровна Решетникова…

У Аизы после работы над музыкой фольклора  родилась прекрасная идея – создать Музей музыки и фольклора народов Якутии. В 2001 году музей отметил свой первый юбилей – 10 лет!.. Аиза Петровна «прорубила окно в Европу» нашим солистам оперы: Альбине Борисовой, Нине Чигиревой, Анне Дьячковской, которые пели перед искушенными меломанами Италии, Франции, Швейцарии, Австрии, а затем и Японии!

Да пусть не иссякает источник новых открытий и вдохновений!»

Она с большой теплотой пишет и о театре своей юности 60-х годов, когда ряды маститых артистов пополнились молодой порослью: Аксиньей Адамовой, Александрой Ивановой, Марией Канаевой, Анной Кузьминой и другими.

«В те годы театр повернулся к современности. Но довлел общесоюзный репертуар, спускаемый «сверху», во всех театрах СССР ставились пьесы, приуроченные к юбилейным вехам страны «Незабываемый 1919-й» Всеволода Вишневского, «Человек с ружьем» и «Третья патетическая» Николая Погодина…

В середине 50-х годов были реабилитированы имена славных сынов якутского народа Платона Ойунского, Максима Аммосова, Степана Аржакова и многих других, необоснованно репрессированных тоталитарным режимом. На сцене шли спектакли патриотического содержания…

Театр 60-70 –х годов был театром Федота Потапова!.. Более двух десятков лет он являлся главным режиссером театра. Поставил сценическую лениану и сам выступал в роли вождя. Ф.Ф.Потапов был делегатом XXVсъезда КПСС. Это был его звездный час!

Сардана Платоновна рассказывает о важных периодах драматического, музыкального театров, об артистах Анастасии Лыткиной, Зое Багынановой, Симоне Федотове, Гаврииле Колесове и многих других.

Значительно ее исследование о В.В.Никифорове-Кюлюмнюре, его пьесе «Манчаары», о книге «Якутск в былые годы ( 17-19 вв.).

С особенным почитанием пишет о режиссере Андрее Борисове, его знаменитых постановках «Желанный голубой берег мой», «Добрый человек из Сычуаня», о фестивалях, на одном из которых — «Театр и время 1987», критики и жюри высказались так: «Якутский театр развивает свою национальную культуру вместе с процессом освоения мировой культуры. Это ставит театр на большую высоту. Это большая нация, это культура мощная, духовный потенциал народа очень большой».

И устами своего отца оценивает  потенциал народа как неисчерпаемый. Это отражается, в частности, в театральном искусстве.

«В театре есть музей, который носит имя П.А.Ойунского. Хранителем его является Ефим Степанов, он собирает драгоценные реликвии: афиши, программки, письма, фотографии… У него замечательный архив».

И словно благословляет театр, как ее великий отец:

«Я верую – театру быть! Театру жить, когда есть в нем такой великий Мастер, как Андрей Борисов! Да здравствует Искусство! Да пусть будет так всегда!..

Имя Платона Ойунского носит наш национальный драматический театр. Государственная премия Республики Саха (Якутия) в области литературы и искусства по праву носит имя основоположника новой якутской литературы. Рядом с домом, где жил он долгие годы, работает Литературный музей имени Платона Алексеевича.

Мы свято чтим имя Ойунского. Последние его слова были о том, что он всегда был воином и слугой народа, останется таким навсегда и будет бороться за счастливую жизнь родной Якутии. Давайте не забудем эти слова, ибо это было правдой»

 

Материал подготовила Анна Гоголева,

старший научный сотрудник

Литературного музея им.П.А.Ойунского