Отрадно, что в стенах музея, пропагандирующего литературу, не только якутскую, северную, но и литературу разных народов, прежде всего – русскую, прозвучали стихи, ценителей его поэзии. Стихи читали взрослые и дети, школьники 7 школы, и совсем юные, 5- летние детишки. О влиянии творчества, личности Пушкина на якутских литераторов рассказала А.И.Гоголева. Т.Я.Логлорова говорила о жизни Пушкина, его друзьях-соратниках по Лицею, о том, как сложилась их жизнь после окончания Лицея. Е.В.Дохунаев прочитал переводы стихотворений Пушкина на якутский язык и оригинальные стихи поэта. Так почтили память великого поэта.

 

Известно, что якутская литература сформировалась под большим влиянием русской классической литературы, на основе устного народного творчества. Одним из самых любимых поэтов в Якутии стал А.Пушкин. Это солнце не только для русской поэзии, но и  якутской литературы, литературы всей страны. Для основоположников якутской литературы П.А.Ойунского, А.Е. Кулаковского, Н.Д.Неустроева и многих других видных деятелей  культуры, литературы, искусства его поэзия – стала школой мастерства, источником вдохновения. Для всего народа значение его огромно.

В Якутии поэзия Пушкина стала известна, в основном,  благодаря деятельности декабристов. Когда-то сюда ссылали неугодных царскому правительству политссыльных, наряду с уголовниками и прочим преступным людом.

Среди декабристов, сосланных в Сибирь, Якутию было много друзей А.С.Пушкина.

Декабристы А.А.Бестужев-Марлинский, Захар Чернышев, Матвей Александров, Н.А.Чижов, автор поэмы «Войнаровский» поэт-декабрист К.Ф.Рылеев были людьми, впитавшими свободолюбивые идеи демократической пушкинской поэзии. Большинство своих известных произведений на якутскую тему они написали в годы жизни Пушкина. Поэма Рылеева «Войнаровский» познакомила русских читателей с Якутией. Размышления Пушкина над ««Войнаровским» повлияли на замысел поэмы «Полтава». Пушкин волновала судьба декабристов, через них он начал собирать материалы, научные, этнографические о Сибири и Якутии.

Духовное сближение, сотрудничество с декабристами приводило к распространению свободолюбивых демократических идей среди якутской интеллигенции.

Еще в стенах Якутского реального училища в 1897 году молодой А.Е. Кулаковский написал рефераты на темы: «Вправе ли русские гордиться своим именем?» и «Главнейшие достоинства поэзии Пушкина». В его творениях он многое узнал и понял о русском народе, его культуре. Это было выстрадано, пропущено через сердце юного мыслителя. Он основательно штудировал историю великой русской литературы, изучил демократические традиции русской критической мысли. Для Кулаковского русская классическая литература, прогрессивная культура русского народа с ранних лет стали той духовной силой, которая предопределила суть его мировоззрения, в бескорыстном и самоотверженном служении родному народу, думах о прогрессивной роли русского народа в исторических судьбах якутов. Так ему удалось выработать интернациональные по своей сути художественно-эстетические принципы, выйти на масштабный охват действительности, в философском обобщении.

Проблема якутско-русских отношений присутствует почти во всех художественных и публицистических сочинениях писателя.

Основатель якутской литературы П.А.Ойунский переводил и пропагандировал произведения Пушкина.

В 1936 году в Якутии были приняты Указы о переводе на якутский язык произведений Пушкина. В 1937 году была издана книга «Песни и стихи» на якутском языке.

Наиболее плодотворно работал над переводами Пушкина Г.И.Макаров-Дьуон Дьанылы. Он переводил «Евгения Онегина» даже на фронте Великой Отечественной войны. Его перевод, изданный в 1954 году, занимает особое место в якутской литературе.

Одним из лучших переводчиков Пушкина был также К.Урастыров.

Основоположник эвенкийской литературы Николай Савич Тарабукин посвятил Пушкину стихотворение «Памятник». Иван-Слепцов-Арбита перевел «Избранную лирику» Пушкина.

Для одного из классиков современности —  народного поэта Якутии Ивана Гоголева Александр Пушкин, его личность, творчество оказали решающее влияние в становлении творчества.

Поэзия, личность, творчество Пушкина с его принципами народности, гуманизма стали путеводной звездой для поэта. Он, как и другие якутские писатели, поэты посвятил ему свои произведения, поэму «Встреча с Пушкиным», «Вторая встреча с Пушкиным». Первое произведение написал восемнадцатилетним юношей. Отсюда  и восторженность обращения к святому имени кумира, общий романтический настрой поэмы. Молодой Гоголев  точно подметил основной, жизнеутверждающий дух поэзии Пушкина – его верность народным чаяниям.

Вот перед вами отрывок из поэмы:

 

 

 

«Встречи в Пушкиным»

 

 

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о, други, умирать;

Я жить хочу, чтоб

Мыслить и страдать…

А.С.Пушкин

 

Я – вечный гул легенды неумолчной.

Я – вечная загадка всех времен.

 

Грядою вечных волн упрямо бьются

О берег монолитный бытия,

Откатываясь медленно назад,

Несметные людские поколенья.

И мудрость их, добытая в победах

И в муках, пораженьях и грехах,
В бесчисленных ошибках, заблужденьях

Идет потоком

Чистым или мутным

Через мое измученное сердце.

 

Но все же, мнится мне, что не созрел

Бунтующий мой разум…

Век за веком

Я умирал.

Растерзан был,

Растоптан.

И воскресал и снова хоронили

Меня то скромно,

То помпезно.

Но я не понял: Что такое смерть?

 

И снова начинался с горстки пепла

Или слезинкой малой оживал,

В невыразимых муках  и страданьях

Рождался вновь…

Великой тайны жизни

Так и не смог постичь.

В тот самый первый день,

Когда на четвереньках

Я выбрался из каменной пещеры,

Я гимны солнцу пел,

Я славил солнце долгий первый день

И все-таки не высказал всего.

 

В тот первый день, когда я научился

Ходить на двух ногах,

Я в руки меч разящий взял.

Я убивал, крушил и истреблял.

Моя темнела кровь.

Морями черными теперь она шумит.

Мои истлели кости,

И мрачною горой теперь на мир глядят.

 

Наш век…Негаснущие ветры

Дымятся на горячем пепелище.

Под грузом тяжких дум,

Под бременем забот нелегких

Колени преклонил я:

Куда ведет он?

Как поступит?

 

Века суровые застыли в ожиданье.

Вот справа – добрые дела мои.

Все, что совершил на благо, справедливо,

Мне белокрыло освещает путь.

Меня на добрый день благословляет.

Вот темные грехи мои.

Все, что совершил недоброго, плохого,

Путь мой нелегкий злобно проклинает.

Проклятья шлет на мой дальнейший путь.

 

Так путь мой в неизвестности лежит,

Тая в себе и радости и беды,

Таинственного будущего вздох,

Тревожа беспредельностью простора.

Так утонул мой путь в неясной мгле,

Туман покрыл границу роковую.

 

Взлетит ли он к вершинам голубым,

Взойдет ли он к высотам светозарным?

Опустится ли в подземелья мрак,

Оставив позади мои надежды?

 

О, очень, очень хочется мне жить!

О, никогда еще с таким волненьем

Я не взирал на снега синеву,

На колдовскую снега белизну,

На кружевные инея узоры.

 

Все изумляет, трогает до слез,

И серенький невзрачный мотылек,

И радужная капля дождевая,

Готов я им смиренно поклоняться.

 

О, очень, очень хочется прожить

Большую жизнь,

Такую, чтоб вокруг

Бурлила радость и цвели улыбки,

Беды б не знали люди никогда.

За эту жизнь готов я ежечасно

Идти на бой…

 

Быть для людей опорой и спасеньем,

Боль исцелять,

Бороться с полуправдой,

Будить планету песней по утрам…

 

Большую жизнь хочу прожить, мечтая

Бессмертным стать для счастия людей!

Материал подготовила А.И.Гоголева,

старший научный сотрудник Литературного музея им.П.А.Ойунского.