Ивана Егоровича – доктора филологических наук, заслуженного работника культуры Якутской — Саха  СССР, РФ, одного из главных инициаторов духовного возрождения хомусной музыки по праву можно назвать Мастером хомуса. Он изучал свойства хомуса с малых лет и многое может поведать о нем.  Иван Егорович — Президент Центра и Музея хомуса народов мира, академик Европейской академии естественных наук, всемирно известный знаток хомуса. Народ в Якутии его называет Хомус Уйбаан. С ним в Литературном музее им.П.А.Ойунского состоялась встреча в преддверии праздника Хомуса на мероприятии «Тайны хомуса».

  Надо сказать, что само общетюркское слово «хомус»  говорит о его магических свойствах. Недаром якутское слово «хомугун»  — «волшебство, колдовство, чары» исследователь Г.В.Попов возводит к древнетюркскому «ховуз» — «слово, произносимое для изгнания злого духа»; «ховуз огуз» — «заклинание для изгнания злого духа». Тюркское слово  «хомуз/ кобыз» указывает на связь инструмента с артикуляционно – голосовым аппаратом исполнителя, обращающегося с просьбой  о покровительстве к добрым божествам, духам. Это песня-рассказ, играя, музыкант словно напевает.

Своей игрой хомусист воспевает красоту и величие природы во все времена года: небесные огни северного сияния, лунные снега, дыхание весны в перезвоне капели, журчании талой воды, пенье птиц и листвы, в звуках рисует ее  картины, явления.

Хомус и благоприятно воздействует на эмоциональное, психическое состояние человека, передавая радость, любовь и восхищение родной природой. В этом важно мастерство и магия исполнителя. Иван Егорович один из первых музыкантов сделал игру на хомусе настоящим искусством.

  Хомус  и любимый образ в произведениях литературы с самого зарождения якутской литературы. Так в фольклоре, в якутских мифах и легендах, по утверждению доктора исторических наук Н.А.Алексеева, особенно любит игру на хомусе, как и сказки, дух охоты и тайги Баай Байанай.

 Один из зачинателей, классиков литературы Алексей Кулаковский посвятил хомусу стихотворение, которое так и называется «Хомус», где говорится, что «племя белых богов сотворило в подарок людям голосистый, милый сердцу хомус». Во многих произведениях рассказывается о большой любви народа к хомусу, о его глубокой древности.

В повести народного поэта Якутии, писателя, драматурга Ивана Гоголева «Я люблю вас»  большое место занимает образы молодого хомусиста и мастера кузнеца.

В его романе- трилогии «Черный стерх» одному из главных героев Хабырыысу является легендарная белая удаганка Дэрийлээр и своей игрой на хомусе словно благословляет его.

 В рассказе Прокопия Прокопьева «Два хомуса» рассказывается о большой любви отца и матери одного солдата, символов ее — двух хомусах. 

В рассказе Ивана Данилова «Хомус» говорится о встрече старого мастера-кузнеца и молодого известного хомусиста, о том, как у маленькой девочки пробуждается любовь к хомусу. В очерках Ивана Данилова «Праздник летнего изобилия», Петра Иванова «Хомус и Иван» рассказывается о большой и разносторонней работе известного хомусиста, заслуженного работника культуры Якутской АССР, лауреата премии Якутского комсомола, доктора филологических наук Ивана Егоровича Алексеева.

Мастера хомусов

  Иван Егорович Алексеев, виртуозный, самобытный мастер, сочинитель, исследователь приемов игры на хомусе, всю жизнь посвятил изучению хомуса. С ним он никогда не расставался. Постоянно изучал его свойства, открывал новые возможности. Так завоевал признание не только в Якутии, но и за ее пределами. К тому же он углубленно занимался научно-исследовательской работой в области якутской филологии, изучением интонационных особенностей  якутского литературного языка. Именно игра на хомусе привела его на этот путь, к пониманию взаимовлияния языка, интонации, артикуляции, сложных технических приемов в создании особой хомусной музыки.  

 Дополнительно к трем основным народным приемам игры на хомусе, ученый – музыкант открыл еще 12 звуко — изобразительных  приемов. Среди них отметил, как особенно популярное, ансамблевое исполнение, украшавшее с древних времен праздники, яркие события: «В общем аккорде празднества звуки хомуса обретают оттенок неувядаемой лирики, олицетворяя символ вечности духовного состояния народа, силу традиций его музыкальной и песенной культуры».

Все эти традиции исполнительства на хомусе  определены укладом жизни народа, само- сознанием и окружающей средой. «В этом, — подчеркивает Мастер, — проявляется не только история народа, но и философия самой музыки, ее таинственность и вечность. Якутскому хомусу свойственна эпическая манера творчества, порождающая философское содержание музыки и ее художественную ценность».

  Преданный народному искусству Иван Егорович непрестанно совершенствовал свое мастерство и плодотворно сотрудничал с видными композиторами республики.

Так в музыкальное искусство Якутии вошло созданное видным композитором Якутии Николаем Савельевичем Берестовым оригинальное произведение «Импровизация для хомуса с симфоническим оркестром». Иван Алексеев стал первым его исполнителем.

  Достигнув высокого мастерства и исполнительской техники, он создал специальную школу по обучению хомусного искусства молодого поколения. Благо, что Правительство республики  поддержало его инициативу. В 1981 году была создана хомусная студия, куда записалось 30 студентов учебных заведений города Якутска. Ученики во время обучения узнавали много нового о хомусе: о варганах народов мира, об особенностях их устройства, их разновидностях в странах Азии, Африки, Австралии, Африки, Европы. Учитель рассказывал историю хомуса, о том, что раньше, вплоть до 19 века, существовал «камышовый хомус», «деревянный» и «костяной». Но со временем их стали делать только из металла и на первый план вышел «тимир хомус» — железный. Теперь больше известны три разновидности хомуса – «деревянный, железный и двуязычковый».

Учитель не только показывал музыкальные инструменты с демонстрацией их звуковых особенностей, но и рассказывал о взаимовлиянии и взаимообогащении искусства варгана у разных народов. И при этом большое внимание уделял обучению приемов игры на якутском хомусе. Впоследствии из школы Алексеева вышли известные теперь всей республике хомусисты З.Г.Сысолятина, мастера – виртуозы Спиридон Шишигин, Александр Пахомов, Петр Оготоев, Розалия Жиркова, среди них и Альбина Дегтярева, ставшая впоследствии всемирном известным музыкантом – виртуозом мира. 

 Хомус мастера может даже лечить, ее применяют при психотерапии, утверждает З.Г. Сысолятина. При этом очень важно звучание хомуса, которое зависит от качества инструмента, то есть от мастерства кузнецов, создавших их.

Благо, что якутский народ издавна славился своими кузнецами, о чем говорят легенды, сказки, эпос. Из руды, добываемой из недр северной земли, получалось отменное железо, благодаря этому и развилось кузнечное дело. Были известны целые династии кузнецов, мастеров-ювелиров.

Народ, во все времена весьма почитал их. Даже в эпоху «Кыргыса», межродовых войн, кузнецы были неприкосновенны. О них слагали легенды и говорили с почтением, как о немногословных людях, обладающих особыми знаниями, которые они передавали по наследству – до седьмого, а то и девятого колена. Существуют и теперь множество ритуалов, необходимых для того, чтобы хомус запел.

  По поверьям, даже козни колдунов, шаманов и злых духов бессильны против кузнеца, имеющего горнило. А для того, чтобы выковать хомус, да не простой, а певучий, необходимо было соблюсти множество ритуалов. Иван Егорович дружит со многими известными кузнецами, собирает их создания, отмечая, что у каждого мастера кузнеца есть свои секреты, которые они передает по наследству таким же преданным своему делу ученикам.

И у каждого мастера кузнеца есть свой хомус и он – особый, как  его душа, мастерство. Даже по виду и внешним признакам хомуса профессионалы-исполнители могут узнать почерк мастера кузнеца.

Среди создателей якутских хомусов особым уважением и почетом пользуются мастера, создающие «говорящие» и «певучие» инструменты.

Хомусисты всегда благодарны кузнецам за неоценимый вклад в возрождении искусства игры на хомусе, как подчеркивает известный хомусист Спиридон Шишигин. По признанию музыканта, он с большим удовольствием играет именно на хомусах, изготовленных Егором Гоголевым, мастером из города Вилюйска.

       Музыка хомуса – это всегда результат труда мастера-изготовителя и исполнителя. В руках кузнеца кусок руды превращается в металл, из которого он изготавливает хомус. Но этот хомус оживает, начинает говорить  и петь только в руках исполнителя хомусиста, музыканта, сливаясь вместе с ним в единое целое, становясь голосом его души. Только при наличии совместимости этих двух составляющих оживает музыка хомуса. Один из таких почетных музыкантов, мастеров — импровизаторов – Иван Егорович Алексеев, который  всю жизнь постигает свойства хомуса, исследуя и воздействие его музыки на людей, природу, открывая его тайны.

Полную версию встречи смотрите на нашем канале ютуба.

 71 total views,  2 views today

от admin