You are currently viewing Грани Олонхо

Грани Олонхо

 Героическому эпосу якутов посвящены целые исследования, научные работы, тем не менее еще многое остается не изученным. Представляем одну из работ – видного якутского ученого, религиоведа, кандидата филологических наук, историка-востоковеда Е.С.Сидорова. Со свойственной ему широтой мышления он прослеживает зарождение древнего героического эпоса в разных странах мира и сопоставляет якутский героический эпос с другими.  И так слово исследователю:

  «Героический эпос народов Евразии имеет длительную историю. Первыми образцами словесного творчества человека являются мифы. Когда первобытный человек еще не выделил себя из окружающего мира, он пытался осознать и объяснить этот мир через мифы. Позже, с завершением формирования родоплеменных групп, появляются легенды и предания, носящие более конкретный, «исторический» характер. В период разложения родового строя, на заре появления государственных объединений, возникает героический эпос.

  Самым древним из известных науке эпосом является шумерский «Эпос о Гильгамеше». Один из крупнейших современных историков и лингвистов И.М.Дьяконов считает Гильгамеша исторической личностью- жрецом и военным вождем Урука, жившим около 2800 – 2700 гг.до н.э. После смерти он был обожествлен; в последней четверти III тысячелетия до н.э. в одной из поэм о Гильгамеше можно прочесть следующее:

«Когда небо отделилось от земли, земля  отделилась от неба, люди получили имя, когда Ану взял себе небо, Эклиль взял себе землю, Эрешкигаль отдали преисподнюю…тогда было некое древо, этим древом была ива…(«О все видевшем». М.-Л., 1961. стр.112).

  Очень любопытно вспомнить работу Ойунского «Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание» (опыт анализа якутской сказки), где говорится об аналогичном разделе мира

(П.А. Ойунский. Сочинения. Т. VII. Якутск, 1962. Стр. 130-131).

Примерно через 1500 лет после шумерского эпоса появляются древнегреческие мифы, где также рассказывается о разделе мира   между браться Зевсом, Аидом (Плутоном) и Посейдоном.

  Поразительно — идея раздела верхнего, среднего и нижнего миров встречается в эпосах почти всех народов мира. Этого никакими заимствованиями не объяснишь. Дело, вероятно, в общих чертах психики людей.

 Первое тысячелетие до н.э. для кочевников Евразии является эпохой разложения родового строя. В VIII  веке и далее крупные союзы племен типа скифов, киммерийцев, кочевавшие большими ордами круглогодично, становятся грозной опасностью для соседних земледельческих государств.

«Усиливается  политическая и экономическая власть племенных вождей, очень рано переходящая в наследственную. Совершаются далекие походы, в частностью в переднюю Азию, зарождается героический эпос» (С.С.Черников. Загадка золотого кургана. М., 1965.с.73).

  В те времена в казахстанских степях жили саки (юг и юго-восток). Савроматы (запад) и аримаспы (север и северо-восток). Интересная деталь: Геродот и другие древние авторы писали, что у аримаспов был всего один глаз.  В 1 тыс.нашей эры эта территория была занята родственниками наших предков — голубыми тюрками, что должно было как-то отразиться и в эпосе.  Где-то в IX — X веках складывается самый древний из известных тюрских эпосов  — киргизский «Манас». Очень древние пласты имеет и якутское олонхо.

  Я разделяю догадку Ойунского о том, что «территорию, которую якуты сейчас занимают, нужно считать не второй родиной, а третьей», правда, с некоторыми оговорками.

  Эпос народа является энциклопедией его жизни, в особенности для народов не имевших письменности. Разумеется, олонхо в том виде, в каком оно существует сегодня, сложилось здесь, На Лене, Вилюе, Яне и Колыме. Но оно имеет много древних пластов,  связанных с пребыванием предков и прапредков современных якутов и в других краях на юге – в Центральной Азии и на Амуре. Они обнаруживаются главным образом в данных языка, в системе образов и сюжетов.

 Завязкой сюжета эпоса является борьба за женщину как дарительницу жизни роду и племени, народу. В классическом эпосе древней Индии «Рамаяна», развитие сюжета начинается с умыкания Ситы, жены Рамы. И в «Махабхарате» женщина (Драупады) играет немаловажную роль. По мнению специалистов, эти эпосы сложились в 1 тыс.до н.э. в окончательном виде были записаны в III – Ivвв н.э. Интересен образ солнца как огненной колесницы. В олонхо «Мюлджю беге» луна имеет образ колесницы – «тэргэн ый» ( на монг. Язык тэргэн – колесо, телега).  Там же символом солнца является верблюд – «тебиэн кун»…

  Дерево (ива у шумеров, ясень у скандинавов, дуб) являлось символом жизни. У древних евреев с деревьями ассоциировалось даже имя Яхве.

 Интересный сюжет якутских сказок о происхождении людей от брака героя с птицей, превращающейся в женщину, встречается не только у наших соседей и дальних родственников – бурят, но и у столь далеких от нас осетин: в эпосе герой Ахсартаг подстрелил одну из птиц, перевоплощенных дочерей морского царя, и от их брака родились герои-нарты. В якутских и бурятских сказках можно усмотреть мотив космической связи человека с небом. Ученые отмечают, что в мифологиях древнего Египта и Передней Азии во II тыс.до н.э. выработались представления о солнце как единственном царе вселенной, затем говорится о сотворении солнцем всех существ включая людей. Не без основания верховный бог древних якутов Юрюнг Аар тойон (Айыы тойон) считается олицетворением солнца, создавшим людей срединного мира. В древней Индии существовало предание о солнечной династии.

  Интересный материал дают данные языка. Например, в санскрите, языке древнеиндийской религии и науки, оформившейся в I тыс. до н.э. на базе ведического языка (языка Вед – древнейших священных гимнов, песен, заклинаний и заговоров ариев), временем становления которого считается II тыс. до н.э. встречаются прямые лексические параллели с языком якутского эпоса и ритуального фольклора. Прежде всего, это слова айу и айра.

Санскр. аайу означает живой, живое существо, человек, жизнь; аарйа – благородный, арий – представитель высшей касты.

  В якутском языке айыы – добрые духи божества-создатели; айыы- аймага – люди Срединного мира. Слово аар означает святой, священный, великий. Оба слова входят в названия якутских верховных богов Айыы тойона и Аар Тойона…

Исследования  П.А.Ойунского,Г.У.Эргиса, И.В.Пухова и Н.В.Емельянова заложили прочный фундамент для дальнейших изысканий по олонхо.

  Якутские поэты П.А.Ойунский, Эрилик Эристин(С.С.Яковлев), К.Урастыров (В.М.Новиков), С.С.Васильев — Борогонский не случайно были олонхосутами. Ведь олонхосуты были первыми якутскими поэтами.

  В драме И.Гоголева «Древо Аал Луук» (в олонхо – вариант Аар Кудук дерево) раскрываются новые философские грани олонхо. За кажущейся простотой сюжета скрываются глубокие мысли, иносказание.

  Например, дана лирико-философская трактовка древнего понятия о трех душах человека.

Нежная душа-мать давала

Самость человека-уранхайца,

Ласковая душа – земля

Любовью к родимой стране

Бессмертной питала нас,

Светозарная душа-воздух

Неодолимой волей к свету,

Высокотворному творению наделяла.

  В драме есть один не традиционный персонаж: Хобугунай-Сибигинэй (Навето-Шептало) – дух злословия, клеветы. Этот дух не бытовой клеветник, а политический интриган высшего класса, космических масштабов. Кто скажет, что политика – всегда честная, прямая игра, что политика не обходится без разведки, без дезинформации?

  Вопреки традициям, вопреки противостоянию среднего и нижнего миров, шаманка Аан Алгыстай неожиданно влюбляется в богатыря нечистых духов. И вообще владыка нижнего мира Арсан Дуолай со своей женой у поэта не являются злыми, враждебными духами. Владыка нижнего мира  Улуу Тойон (это брат верховного бога – творца Юрюнг Аар Тойона) также неравнодушен и неоднозначен в своем отношении к срединному миру, к людям. В их отношениях просматривается единство истоков всех трех миров до их разделения, стремление к всеобщей великой гармонии, что так нам нужно сегодня. Своим оком это видит большой поэт срединной земли».

Е.С.Сидоров

Литература:

О все видевшем. М.-Л., 1961. стр.112.

Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание (опыт анализа якутской сказки), П.А. Ойунский. Сочинения. Т. VII. Якутск, 1962. Стр. 130-131.

С.С.Черников. Загадка золотого кургана. М., 1965.с.73.

И.Гоголев — Кындыл. Книга Мистерий, Якутск, 2003.

Loading