В якутской культуре существует такой потаенный жанр, как страшные истории. Они не столько страшные, сколько мистические, повествующие о загадочных явлениях природы, происходящих в реальной жизни странных случаях, встречах с неведомым.

На Севере Природа особенно полна тайн и загадок, здесь верят в духов, потусторонние силы, с которыми могут общаться шаманы – посредники между духами и людьми и другие, обладающие особыми способностями и тонкой чувствительностью.

Одним из знатоков таких страшных историй была Ирина Михайловна Максимова, о которой мы писали ранее. В Якутии таких знающих людей немало. И перед вами — одна из таких историй, рассказанная Варварой Корякиной.

Предание Земли Нерюнгринской

Спящая красавица

(Легенда жителей села Иенгра)

Со всех концов села Иенгра видна лесистая гора, очертаниями напоминающая величественно возлежащую прекрасную деву. Говорят, эта гора имеет удивительную энергетику: когда посещаешь ее, на душе становится так легко, светло и спокойно, будто всю суть человека окутывает благостная гармония. О ней сложено много легенд и преданий. И вот одна из них.

Давным – давно, несколько веков назад, далеко в горах Яблоневого хребта жил-был шаман по имени Соха. И была у сильного и могучего шамана дочь, нежная и красивая, как цветок шиповника, гордая и недоступная, как вершины высоких, непроходимых гор. Звали красавицу Аякчана. Много женихов сватали красавицу, обещая отцу-шаману несметные богатства. Отец был рад этому, но красавица всем отказывала и никого не хотела назвать своим женихом. Все свое время она проводила в тайге. Она была независима и свободолюбива, как горный ветер. Но сердце у Аякчаны было доброе, душа открытая и чистая, поэтому ей покорялись звери и любили птицы.

Однажды дочь шамана услышала крик человека, который просил о помощи и поспешила к нему. Это был человек – чужеземец, светловолосый и светлоглазый, на которого напал медведь — шатун. Вовремя подоспела девушка и спасла от гибели юношу. Три дня и три ночи не отходила она от тяжело раненого человека, лечила его травами, поила родниковой водой. И в сердце юной красавицы вспыхнуло нежное, чарующе прекрасное, неведомое доселе ей чувство. Очнувшись, юноша увидел перед собой прекрасную деву, сияющую юной красотой. И он подумал, что это лесная фея спустилась с высоких гор, спасла его и вылечила полумертвого. Узнав, что эта девушка не фея леса, а земная, из плоти и крови, светлоокий юноша влюбился в нее без памяти.

Узнал об этом старый шаман и страшно рассердился. Схватил он большой камень и бросил в шалаш, где лежал еще неокрепший юноша. Образовалась на том месте Черная Гора, которую люди назвали Кара-буран.

Не нашла Аякчана шалаш с другом и горько заплакала, и потекли из ее глаз слезы в два ручья, которые превратились в чистейшие реки, люди назвали их Иенгра и Тимптон.

Безутешным было горе прекрасной девы, а слез было столько, что образовалось озеро с прозрачной хрустальной водой, которое эвенки нарекли Токорекан.

Шаман прогнал свою единственную дочь за то, что полюбила чужестранца, бросал ей камни в след. Камни падали и превращались в драгоценный металл – золото.

С тех пор люди ищут эти камни, раскиданные озлобленным шаманом. Поэтому, по поверьям эвенков, храня в себе злобу и отчаяние шамана, приносит несчастье…

А красавица ушла далеко – далеко в тайгу, прилегла на мягкий стланик и крепко уснула.

Спит она до сих пор, укрывшись белыми пушистыми облаками, сокрыв в своем юном сердце первую чистую любовь…

Литература:

Корякина Варвара Прокопьевна. Сказания горных ветров, Бичик, 2019.

 21 total views,  1 views today

от admin