29 июня(по старому стилю 16 июня) 1917 года была образована Культурно- просветительское общество «Саха аймах» («Якутское племя») образовалось «в целях всестороннего изучения Якутской области и пробуждения в аборигенах ее культурного самосознания». Члены общества (более 50 чел.) под руководством С.А. Новгородова занимались образовательской, просветительской, краеведческой деятельностью, распространением идей кооперации и др.

В политический блок «Объединенная демократия Якутской области» (сентябрь 1917 — декабрь 1919) вошли Якутский комитет общественной безопасности (ЯКОБ), Союз федера­листов, эсеров, общество «Саха аймах» и другие организации. Он координировал деятельность всех национальных организаций и оценил Октябрьскую революцию как попытку «врагов отечества и революции» сорвать созыв Учредительного собрания. Его официальные органы — газеты «Якутское обозрение» и «Вестник ЯКОБ».

Первый этап (1920-28) Якутского национального движения ознаменовался борьбой за государственность в форме автономии. Причиной повстанческого движения 1921-22 стала политика «военного коммунизма», проводившаяся руководством Якутии во главе с Г.И. Лебедевым. В антисововетском мятеже участвовали до 10    тыс. человек из числа якутских хамначчитов (батраков) под руководством белых офицеров, интеллигенции и купечества. Лидерами повстанческого движения были В.А. Коробейни­ков, П.А. Куликовский, В. Бочкарев, А.И. Сентяпов, Г.С. Ефимов, Д.Т. Борисов, И. Яныгин и др. Они об­разовали Временное областное якутское народное управление, которое ставило перед собой цели: объединение антибольшевистских сил для свержения власти красных, проведение выборов народного собрания без коммунистов, разработка Конститу­ции областного самоуправления, введение многопартийности, обеспечение прав и свобод граждан.

Якутские большевики П.А. Слепцов, М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, С.М. Аржаков, М.В. Мегежекский и другие избрали так называемый гуманный военно-политический курс и устанавли­вали новую власть под флагом автономии. В течение длительного времени они боролись в Центре за предоставление Якутии прав автономной республики, а не области или края. Декретом ВЦИК от 22 апреля 1922 была образована Якутская АССР.

Культурную автономию народа саха обеспечивало культурно-просветительское общество «Саха омук» («Якутский народ») (5 сентября 1922 — 19 июня 1928) во главе с В.Н. Леонтье­вым, в которое входило более 1,1 тыс. членов. Официальный орган — литературный журнад=л «Чолбон» («Звезда»). Общество внесло огромный вклад в развитие национального образования, литературы, театрального искусст­ва, физической культуры и краеведения. При нем действовали философский, правовой, шахматно-шашечный, писательский и другие кружки. Члены общества участвовали в ликвидации повстанческих движений 1920-х гг. на территории Якутии, в борьбе с шаманизмом, занимались внедрением здорового образа жизни. Общество было ликвидировано в связи с движением конфедералистов.

Террор против эвенков, проводившийся руководством Охотского побережья, вызвал тунгусский мятеж 1924—25. В мятеже участвовало 350 повстанцев из числа охотников, рыболовов, представителей якутской интеллигенции. Его лидерами стали учитель-якут М.К. Артемьев и эвенкийский князец П.В. Карамзин. Мятежники приняли решение создать автономное образование и войти в состав ЯАССР, восстановить тракты Якутск—Охотск и Якутск—Аян, выйти на внешние рынки, развивать экономику и культуру. Лидеры мятежа под флагом национальных лозунгов добивались прекращения террора и решения назревших социально-экономических проблем. Этот конфликт власть урегулировала мирным путем.

В 1927—28 в Якутии произошло вооруженное выступле­ние конфедералистов во главе с П.В. Ксенофонтовым, М.К. Артемьевым, И.Г. Кирилловым, П.Г. Оморусовым, С.Н. Даниловым. Повстанцы (более 600 человек) боролись за предоставление Якутии союзного статуса, юридическое закрепление за республикой прав на землю, недра, воды, леса. Для гарантии прав личности, свободы сло­ва, собраний, печати предлагали обособить законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Выступали против ущемления интересов местного населения при заселении республики. Они опасались предоставления в Якутии концессий иностранцам. Требовали формирования национальных воинских частей. Первоначально конфедералисты пытались мирным путем внести изменения в Конститу­цию ЯАССР, но им это не удалось. Тогда они провели «военную демонстрацию». Но поскольку мятежники не имели социальной базы среди населения, их авантюрное выступление было подавлено вооруженным путем.

Третий этап Якутского национального движения начался с массовых выступлений в апреле 1986, во время которых якутские студенты выразили возмущение фактическим неравенством наций. В 1990 об­разовался союз «Саха омук» под руководством А.С. Борисова, объединивший широкий круг городского населения из числа якутов. Его члены боролись за укрепление государственного сувере­нитета республики и занимались культурно-просветительской деятельностью. После провозглашения суверенитета и принятия Конституции Якутии этот союз распался.

Национальным объединениям в Якутии удавалось сплотить широкие слои общественности лишь в переломные моменты истории и на короткий период. В остальное время они отличались малочисленностью и неустойчивостью. Попытки выдвижения этнорадикальных целей отдельными лицами не находили социальной поддержки среди населения. В 1990-е гг. нац.-культур. возрождение фактически осуществлялось рук-вом Респ. Саха (Якутия).

 77 total views,  1 views today

от admin