Василий Тарасович Сивцев
Народный поэт, писатель, переводчик, публицист, заслуженный работник культуры РС (Я), член СП СССР с 1985 года, член СП РС(Я) и МСПС с 1991 года.
Лауреат премии им. И.М. Гоголева-Кындыла, лауреат премии им. А.П. Илларионова в области журналистики.
Почетный гражданин Верхневилюйского улуса и Ботулунского наслега Верхневилюйского улуса.
Василий Тарасовичродился 22 декабря в 1933 году в Верхневилюйском улусе, окончил историко-филологический факультет ЯГУ (1959), работал учителем родного языка и литературы в северных улусах, занимался журналистикой, заведовал отделом художественной литературы в Якутском книжном издательстве, был ответственным секретарем исполкома Союза писателей РС (Я).
Его творческая деятельность началась в 60-е годы. Уже в первых сборниках определилась его главная художественная задача – создание образа Времени.
Для поэтики его воплощения характерно многообразие и богатство. Это фиксация неумолимого «бега» времени, быстротечность жизни, в использовании национальной фольклорной образности. В его стихах годы несутся, как «табун лошадей», время мчится, «оседлав белого коня», старый орел обозревает с огромной высоты пройденный путь («На вспаханной земле»). В стихотворении «Впредь», сонетном цикле «Вера в завтрашний день» подчеркивается идея исторической памяти, преемственности поколений. Прошлое никогда не исчезает бесследно, старые традиции со временем возрождаются, накопленный опыт передается дальше – такова философия истории поэта, отражающего в своем творчестве связь прошлого, настоящего и будущего.
Поэт остро чувствовал время, день сегодняшний, отдавал себе отчет, что он жил в значительную, судьбоносную эпоху и его лирический герой, сознавая свою особую ответственность, не считает себя вправе «демобилизоваться и пристать к берегу» («Другу»). Он горит желанием остаться на «стремнине жизни» и принести максимальную пользу родному народу («Вера в завтрашний день»). Эта вера основана на красоте родной природы, любви, силе творчества. Он внутренне связан с природой и сожалеет, что красота ее становится понятной только с возрастом («Добрый порыв»). Общение с природой продлевает жизнь человека, приобщает к прекрасному, доброму, вечному («Восход»). Особенно это ярко показано в стихотворении «Листья белой березы».
Творчество – большая опорная ценность для поэта. Он был требователен к себе и уважительно относился к читателю («Спрос»), цикл («Вера в завтрашний день»).
В своеобразном стихотворении «Неуловимое» поэт показывает творческий процесс, игру воображения, муки рождения слова, таинственный, желанный миг вдохновения.
Поэт выступал и как видный литератор, историк, рассказывая в своих сборниках о замечательных людях Якутии: А.Кулаковском, А.Софронове, особенно о П.Ойунском, И.Гоголеве («Мольба»).
В 2-х томной книге («Перед заходом солнца», 2003) вошли статьи, воспоминания о представителях старшего поколения якутских писателей: Элляе, Амма Аччыгыйа, Суорун Омоллооне, К. Урастырове и др.
Сонеты Василия Сивцева
Во второй половине 80 годов В.Т. Сивцев испытывал творческий подъем, несмотря на осознание глубокого разлада между мечтой и действительностью, определенное разочарование в существующем миропорядке, где обесценились гуманизм, нравственно-этические понятия и ценности.
Именно сонет стал для поэта спасательным кругом, позволил ему сформулировать свою лирическую программу в противовес окружающему
хаосу и создать свой мир в миниатюре, цельный и чистый.
Сам поэт так говорил об этом в сонете, ключевом по замыслу и по названию:
Любовь моя старинная, сонет,
В тебе найду и правду и отраду,
С тобой забуду боль, тоску, досаду,
И чей-то взгляд недобрый, и навет.
Ты противостоишь так много лет
Безумию, распаду и разладу,
Ты ставишь многословию преграду,
Но кто сказал: в тебе простора нет?
Ты для меня подобен океану:
Где берег дальний? Доплыву ли вновь?
Вмещаешь ты и ярость, и любовь.
Непримирим к подделке и обману,
До крайнего, до рокового дня,
Прошу тебя, не покидай меня.
Перевод И.Фонякова
В сонете поэт выразил все боли, надежды и чаяния, мир души своей:
размышления о жизни и смерти, добре и зле, любви и творчестве, о своем пути:
Что жизнь земная коротка,
На склоне лет мы понимаем.
А в молодости светлым маем,
Казалось: впереди – века.
Позднее, в шкуре старика,
Иначе мир воспринимаем:
Ревет, как мы ни унимаем,
Медведем раненым тоска:
Ведь сколько планов намечали,
А вышло – все еще в начале,
Еще в набросках. Не успеть!
Одним утешусь: был с народом,
Смог для него, назло невзгодам,
Свою простую песню спеть.
«В форме сонета раскрылась способность поэта органически соединять конкретику, предметность с обобщенностью мысли, обыденное с вечным, искренность и непосредственность чувства с философичностью».
М.Н.Дьячковская. В.Сивцев. Касание солнца. Сахаполиграфиздат, 2004.
В начале 2000 года избранные сонеты поэт опубликует в своей книге «Касание солнца», в переводе на русский язык известным переводчиком Ильей Фоняковым.
В последних лирических сборниках поэта с особенной силой воспевается любовь, как великое животворящее чувство, в стремлении к добру и красоте («Не сдаваясь»). Она способствует очищению души, покаянию перед ее святой правдой («Суть любви»).
Образы ее разнообразны, она предстает то в мимолетных ликах прошлого («Благодарю», «В глазах два лика…», «Незабываемое»), то в реальном облике супруги, рядом с которой
текла его жизнь («Любимая женщина»), то воплощается в юных девушках, пробуждая былые чувства («На исходе дня», «Если было бы…»).
Поэт был певцом любви, добра и красоты, родной природы, как и его друг, соратник И.М.Гоголев. Василий Тарасович с гордостью называл себя одним из лучших знатоков творчества И.М.Гоголева – Кындыла – Гоголевоведом. Он посвящал ему стихи, исследования, мечтал написать роман о нем, но не успел.
Литература:
Библиографический справочник «Писатели земли Олонхо», Бичик, 1995.
Бурцев А.А. Лирическая «сага» о народе Саха: образ Времени в поэзии Василия Сивцева
(А.А.Бурцев, М.А.Бурцева//Там, где пасется Пегас…: современная якутская поэзия. – Якутск, 2009).
М.Н.Дьячковская. В.Сивцев. Касание солнца. Сахаполиграфиздат, 2004.
Материалы подготовила А.И. Гоголева, к.ф.н,
старший научный сотрудник
Литературного музея им.П.А.Ойунского