You are currently viewing Образы Святых Матерей в произведениях писателей – земляков

Образы Святых Матерей в произведениях писателей – земляков

Год патриотизма и славы в РФ и Год патриотизма в РС (Я)

Унарова Надежда Николаевна,

ученица МБОУ «Куокуйская СОШ» Кобяйского улуса РС (Я),

руководитель — Игнатьева Василиса Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

руководитель кружка.

Образы Святых Матерей в произведениях писателей – земляков

Прошло уже 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Сколько боли и печали перенесли Святые Матери, потерявшие своих сыновей в тех жестоких кровопролитных годах. И страницы литературы открывают нам эти образы.

Так наш земляк, поэт, прозаик – очеркист, член Союза Писателей РС(Я), член Союза Журналистов России, Иван Иннокентьевич Егоров в книге «Малгиннар ийэлэрэ» («Мать Малгиных») (соавтор Прокопий Егоров) и в драматической поэме «Хобороос» («Февронья») раскрыл образ Февроньи Николаевны Малгиной. Февронья Николаевна — мать пятерых воинов, геройски погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Идея написать эту книгу пришла к Ивану Иннокентьевичу в 1969 году, когда Ф.Н.Малгина посетила те места, где сражались и погибли ее сыновья: города Старая Русса, Новгород, озеро Ильмень, Ленинград (Санкт-Петербург). Среди сопровождавших в этой поездке был и наш земляк, Иван Иннокентьевич. Его произведение, основанное на реальных событиях, фактах, вызывает большой интерес. По книге «Малгиннар ийэлэрэ» в нашей школе провели читательскую конференцию, в рамках недели «Преклоняемся вам, Святые Матери». Скорбная история матери, отдавшей во имя Победы и родины всех своих сыновей, не оставило равнодушным никого.

Писателя глубоко затронула судьба Февроньи Николаевны и он еще раз запечатлел этот образ в поэме «Хобороос». Я смотрела спектакль «Ытык Ийэ» («Священная Мать»), поставленный по мотивам этой поэмы, режиссера-постановщика Валентины Якимец, и была потрясена актерской игрой заслуженной артистки республики Марии Даниловой, сыгравшей роль матери, которая до самых последних дней своей жизни надеялась, что кто-нибудь из сыновей остался в живых и приедет домой. Февронья Николаевна – символ материнской любви и стойкости духа.

Также о несчастной доле матерей, потерявших своих сыновей, пишет писатель-прозаик, выпускник нашей школы, Иванов Василий Иннокентьевич в своем рассказе «Ийэ» («Мать») в сборнике рассказов и новелл «Наши отцы», где герои — дети трудных военных лет провожают своих отцов и братьев на Великую Отечественную, ждут их возвращения. В произведении писатель рассказывает о жизни матери, чью судьбу разрушила война. Анисия отправила на фронт двоих сыновей, и ни один из них не вернулся. Наблюдая за птенцами, каждый раз она невольно вспоминает своих сыновей, их проводы на войну. С той поры начались ее безрадостные дни и бессонные ночи ожидания. Сыновьям она дала мешочек с клочком родной земли, чтобы он всегда, где бы они ни были, согревал их душу. Когда Анисия вспоминает своих детей, слезы печали начинают течь по морщинистым щекам матери. Боль утраты с годами не ослабевает.

Так мастерство писателя, сумевшего в небольшом рассказе обрисовать трагическую историю жизни матери, тронуло мое сердце до глубины.

И героиня повести «Нуоралдьыма чаранар» («Роща Нуоралджыма») народного писателя Николая Лугинова бабушка Нюргуна, достойно перенесшая много испытаний, тяжелый труд, войну вызывает восхищение. На войну ушли семь ее сыновей, но вернулись только двое, отец Нюргуна и Егор. Сыновья, перед уходом на фронт, на родном аласе поставили сэргэ, хотели после войны построить дом. Но роща Нуоралджыма не дождалась их, и старая береза и сэргэ так и ждут своих хозяев. Почерневшая сэргэ с потускневшими узорами стоит, как горестный знак памяти, как безмолвный крик о задуманном и неисполненном. Бабушка давно уже больше жила воспоминаниями, чем нынешним днем, вспоминала погибших на войне сыновей. Она помнила их каждый день и каждый час. Помнила молча, про себя: так легче ей было. Вспоминала их детство. И в этот момент ее неподвижные глаза были полны слез. И тогда понимаешь не столько умом, сколько сердцем, ее немую боль, ее безутешное горе. Судьба бабушки Нюргуна во многом похожа на судьбу родной бабушки писателя. Она отправила своих трех сыновей на фронт, но вернулся лишь один, отец Николая Алексеевича, Алексей Давыдович Лугинов. Два его брата Авксентий Давыдович и Петр Давыдович пропали без вести.

Эти образы Святых Матерей останутся не только на страницах литературы. Они останутся в нашей памяти, как символ материнской любви преданности, подвига.

Loading