You are currently viewing ЗАГАДКА ИСЧЕЗНУВШИХ ТЕТРАДЕЙ ПЛАТОНА ОЙУНСКОГО

ЗАГАДКА ИСЧЕЗНУВШИХ ТЕТРАДЕЙ ПЛАТОНА ОЙУНСКОГО


11 ноября – день, когда в этот Срединный мир пришел неординарный человек, легендарная личность, известный политик, талантливый ученый, великий поэт и писатель, мистический провидец – Платон Ойунский.
О Платоне Ойунском много пишут, о нем много говорят. Но как у знаковой личности своего времени и, даже современности, все же остается много загадок и неразгаданных тайн, связанных с его именем.
После публикации моей статьи «Тайна жизни и смерти Платона Ойунского» в 2018 году в ИА «СахаНьюс», а потом и в других изданиях, ко мне начали приходить письма, кто-то звонил на работу, в Нерюнгринскую библиотеку, каждый хотел донести что-то интересное о поэте и писателе.
Из всей этой информации меня заинтересовало одно письмо, его написал историк, краевед, Почётный гражданин Олёкминского улуса, Отличник культуры РС (Я), автор книги «Пушкин и Якутия», почтенный старец Иван Петрович Алексеев.
Иван Петрович высказал свои предположения о месте захоронения Ойунского и упомянул о двух тетрадях писателя, где были его последние записи:
«Я – историк, краевед, тоже интересовался историей смерти и захоронения нашего великого писателя, выдающегося якутского политика Платона Алексеевича Ойунского.
Я с 1969 года по 2005 год жил в Олёкме, работал историком в школе. Часто видел и, несколько раз общался с Ефремом Ивановичем Кузьминым из Олёкмы, из села Иннях, который в 1938-1939 годах находился в тюрьме вместе с П.А. Ойунским. Кузьмин до ареста был сотрудником ГПУ, работал министром Здравоохранения ЯАССР.
И вот совпадение: в тюрьме оказался рядом с самим Ойунским, больным, избитым, умирающим. Ойунский перед смертью передал Кузьмину Е. И., как более надежному человеку из заключенных, свои драгоценные две общие тетради, где были его последние записи. После выхода из тюрьмы кому отдал эти две тетради Платона Ойунского Кузьмин Е.И. – я не помню, забыл…
А то, что Ойунского захоронили близ Никольской церкви, как рассказывал Кузьмин Е. И., находившийся тогда, в 1939 году, в тюрьме, я помню. Кузьмин об этом мне рассказывал в 70-е годы 20 века. Мне сейчас 82 года».
Вот такую информацию получила я. Я попыталась связаться с сотрудниками библиотеки Олёкмы, музейными работниками, но мои попытки не увенчались успехом…
Загадка и судьба последних записей Платона Ойунского осталась неразгаданной.
Вдруг таинственный звонок от загадочной незнакомки сбил меня с толку. Конечно, этот звонок не пролил свет в разгадке исторической тайны и не дал каких-то достоверных зацепок, но все же в этом что- то есть…
После новогодних праздников в 2019 году сидела на работе, вызвали к телефону. Приятный женский голос приветствовал меня. Разговор был на якутском языке. Женщина представилась Марией, не сказала откуда она звонит, просто спросила:

  • Варвара, вы написали статью «Тайна жизни и смерти Платона Ойунского»?
  • Да. Я написала, — ответила я.
  • Очень хорошо. Я знаю, где точно захоронен великий Ойунский. Действительно, он лежит близ Никольской церкви, не под магазинами, а дальше, где остались дома от исчезающей улицы Шавкунова. Там раньше, вроде, подальше от храма, за церковной оградой хоронили знатных самоубийц. Найдут могилу, найдут и последние записи поэта. Они плотно завернуты в бересту. Содержание этих записей не всем понравятся…
    Пока я была в удивлении от услышанного, на том конце быстро положили трубку…
    Загадка великого творца, отмеченного Высшими силами, потомка знатного рода ойуунов, так и остается неразгаданной и волнует нас, потомков по сей день…
    Варвара КОРЯКИНА, г. Нерюнгри

Loading