You are currently viewing 100-летие со Дня рождения П.А.Ламутского

100-летие со Дня рождения П.А.Ламутского

Платон Афанасьевич Ламутский (13.11.1920 –25.12.1986)

Эвенский поэт и прозаик. Заслуженный работник культуры РС (Я).

Член СП СССР с 1962 года

Родился в Ламынхинском наслеге Кобяйского улуса. После окончания в 1937 году Якутского педагогического училища работал учителем эвенского языка и литературы в северных районах республики.

С мая 1938 года по 1943 год работал инспектором РОНО в Момском улусе.

С 1944-1951 годы работал в Усть — Янском улусе.

С 1956 года работал в Саккырыре, с 1967 года — в Момском улусе.

С 1962 года — член Союза писателей СССР.

С 1972 года — директор Берёзовской средней школы Среднеколымского улуса.

Начал печататься в республиканских газетах с 1939 года. Первая книга стихов «Песни эвена» на эвенском языке вышла в свет в 1962 году.

Платон Ламутский известен как поэт, пишущий стихи для детей. Его произведения включались в учебники для эвенской начальной школы, в переводе на русский и якутский языки публиковались на страницах периодической печати Якутии и соседних областей, в центральных изданиях.

Кроме литературной деятельности Платон Ламутский собирал эвенский фольклор. Произведения Ламутского основаны на глубоком знании устного народного творчества эвенов.

Венцом творчества первого эвенского романиста считают его эпическое повествование «Дух земли». Роман изначально был написан на эвенском языке, по свидетельству А. В. Кривошапкина, с авторизованным переводом (подстрочником) на якутском языке, который в обработке П. Аввакумова увидел свет под названием «Сир иччитэ» в 1987 году после смерти автора.

В начале 1990-х годов в журнале «Полярная звезда» роман был опубликован на русском языке, в переводе Ариадны Борисовой под названием «Запретный зверь». Творчество его составляет роман «Дух земли», сборник стихотворений «Эвен кунан икэнэн» («Песни эвенских детей»), «Эвэн икэн» («Песни эвена», 1962); «Хоҥначчан» («Оленёнок», 1964); «Онир үкчэнэкэн» («Рассказы родителей», 1965); «Этикэн хутэлни».

Имя П. А. Степанова  — Ламутского присвоено Себян-Кюельской национальной эвенской средней общеобразовательной школе

Младописьменные литературы народов Севера

Личность и творчество Платона Ламутского

Годы репрессий и культа личности Сталина создали невыносимо удушливую атмосферу в общественной жизни страны. Это отразилось и на исторических судьбах народов Севера, отмечает А.Кривошапкин, видный эвенский писатель, государственный и общественный деятель РС (Я).

Поэтому с конца 30-х до начала 60 годов  младописьменные литературы народов Севера полностью остановились в своем развитии. Этого не миновала и эвенская литература. Наступил глубокий духовный кризис. Эвенский язык начал забываться повсеместно. Тем не менее, были люди, которые продолжали бороться за сохранение языка, культуры эвенского народа. Среди них Платон Афанасьевич Ламутский.

60-е годы были особым периодом в жизни народов Севера. Они были самими памятными, ибо в эти годы началось движение за духовное возрождение народов. Оно было настолько сильным, что все народы Севера открыли глаза и начали заявлять о себе. Почти у всех народов севера появились свои духовные лидеры, яркие звезды, о которых заговорил мир.

У чукчей – Юрий Рытхэу, А.Кымытваль, ненцев – И.Истомин, Л.Лапцуй, В.Ледков, манси —  Ю. Шесталов, А.Тарханов, ханты- Р.Ругин, Е.Айпин, нивхов – В.Санги, нанайцев — Г.Ходжер, А.Пассар, эвенков – А.Немтушкин, юкагиров — С.Курилов, Улуро Адо, эвенов — В.Лебедев, П.Ламутский.

 Платона Афанасьевича Ламутского исследователи считают преемником Н.Тарабукина – основоположника и отца эвенской литературы, имя которого народ помнит и почитает. Ламутский был не только его последователем, но и смог защитить его, повел борьбу за честь и достоинство Н.Тарабукина, когда его привлекли к судебной ответственности за потерю колхозных оленей. Ламутский обратился в высшие партийные, советские и судебные органы Якутии с ходатайством освободить первого эвенского писателя, поэта. В конце концов, Тарабукин был оправдан.

«Этот поступок Ламутского должен служить примером для всех нас в отстаивании интересов, чести и достоинства человека, примером принципиальности и справедливости», — сказал об этом А.Кривошапкин, народный писатель Якутии.

«Он еще тогда понял, каким должны быть значение и роль писателя в жизни народа, как бережно надо относиться не только к слову, но и к повседневной жизни писателя».

А.Кривошапкин. Истоки современной эвенской литературы. Якутск, 1993.

В упорной борьбе за честь Тарабукина, Ламутский упорно продолжал писать, работать учителем эвенских школ и собирать народный фольклор.

Уехав по направлению в Ленинград на годичные курсы усовершенствования учителей при Ленинградском педагогическом институте им.А.И.Герцена, он набирает знания, напряженно работает.

Там с помощью замечательного преподавателя Веры Ивановны Цинциус

был подготовлен сборник его стихов в 1960 году. Книгу выпустил Учпедгиз.

Утверждение в литературе Ламутского – эвенского

С тех пор в литературном мире прочно утвердилось имя Ламутский, что означает эвенский. После этого первого сборника одна за другой появились «Песни эвена» в 1962 году, «Олененок» (1964), «Рассказы родителей»(1965), «Дети старика» (1970), «Друзья — звезды» (1976).

К 60-летию поэта вышел сборник его стихов «Песни эвена» (1980).

За это время были изданы несколько сборников в переводе на якутский язык.

В периодической печати регулярно появлялись его стихи. Все это время он серьезно готовился стать прозаиком. Примерно двадцать лет кропотливо работал над своим романом «Дух земли». Этот роман написан на материале эвенов села Березовка Среднеколымского района Якутии. События развиваются вокруг туши мамонта, найденной эвеном охотником. Рассказывая об этом автор, показал эвенскую жизнь начала двадцатого века.

С глубоким знанием писатель описал быт, обычаи и традиции эвенов. Ценность и достоинство романа именно в этом. Создание его – большой вклад в развитие эвенской литературы, настоящий подвиг писателя. Ведь он работал, будучи тяжело больным. Но так и не успел увидеть роман изданным

отдельной книгой. Творческих планов у него было много. Свой роман он задумал как трилогию. До последних дней своей жизни работал над эвенским эпосом. Эта книга вышла в свет в переводе на якутский язык.

Литература:

Ламутский П. Запретный зверь: Роман / Пер. А. Борисовой // Полярная звезда. 1994. — № 3—5.

Ламутский П. Стихи / Пер. с эвенского А. Кушнера // Север и поэт. М., 1961. — С. 188—196.

А.Кривошапкин. Истоки современной эвенской литературы. Якутск, 1993.

Материалы подготовила А.И.Гоголева

Loading

У этой записи один комментарий

  1. Анна

    Платон Ламутскай ханнык хоһоонноро ырыа буолбуттарай?

Комментарии закрыты.