You are currently viewing Страницы жизни первого директора  Литературного музея им. П. А. Ойунского — В. А. Протодьяконова

Страницы жизни первого директора Литературного музея им. П. А. Ойунского — В. А. Протодьяконова

Его жизнь была похожа на жизнь тысячи бедняков. Детство в бедняцкой семье, безрадостное и темное. С 14 лет Василий, лишившись отца и матери, испытал горечь сиротской жизни.

 С раннего детства врезались Василию в память картины вопиющей нужды и бесправия. Безземельные и бедные его родители бились, как рыба об лед, и все-таки голод не оставлял их избу.

В годы детства Василия якутские избы освещались только лучиной. Он помнил этот серый образ жизни. Он помнил зимние вечера, черные от копоти стены, будто раздвинутые в бесконечность. В это время мать сидит и чинит рухлядь, а отец вшивает подошвы в гнилые, рваные торбаса. Тут всегда какие-нибудь ночлежники: картежники, нищие, искатели хлеба или сена на прокорм единственной коровы, неизменные батраки — хамначчиты. И разговоры всегда велись об одном – о притеснениях, нужде, о том, что деваться им некуда стало, всюду излишние руки и всюду разливанное морюшко нужды, горя, бедствия…

  Василий Андреевич с горечью вспоминал, как он наблюдал за дымной лучиной, слушал невеселые разговоры, мечтания о бодайбинских приисках, где будто бы простор, работа и сытость. И вдруг лучина в его руках угасала, в черной темноте отец давал ему подзатыльник, мать шла к шестку камелька и долго там дула на угли, чтобы раздобыть огня. Спички в те времена водились только у богатых.

У него и подобных ему детей детство протекало мрачно и неприглядно. У таких детей и игрушек добрых не было.  Какой – нибудь гвоздик или осколок какого-нибудь стеклышка, через который мир казался  иным, загадочным и красивым.

  Никакой школы в ближайших наслегах не было. О книжках, какие они есть на свете, Василий не слыхивал. Его лакомством в те урожайные годы была черствая лепешка, а хлеба и в помине не было. Чай пили они только по праздникам из медного чайника. Одни только наслежные богачи и князьки имели самовары. Только у них иногда горела керосиновая лампа и Василий не раз бегал к ним смотреть на нее…

  Василию Андреевичу крепко запали в сердце слова отца, сказанные перед смертью:

«Сын мой, от меня тебе никакое богатство и наследство не оставляется. Ты можешь стать человеком, выйти в люди только тогда, когда овладеешь грамотой, и это будет твоим богатством и счастьем».

 Но грамотой  Василий Андреевич овладел не скоро, когда наступила советская власть.

Ему было уже 24 года, когда он окончил семилетку. В 1931 году пошел в город Якутск и поступил студентом в финансово-экономический техникум. В стенах этого техникума он стал на путь сознательной жизни. С ним он связывает свои  лучшие, самые теплые и радостные воспоминания. Он в 1934 году окончил его с отличными оценками. Знания, полученные в стенах этого техникума, ускорили его рост. Он здесь вступил в ряды комсомола. С этих пор целиком посвятил  и отдал себя финансовой работе. Началась большая, важная работа.

От студенческой скамьи – до заведующего райфинотделом. От рядового инспектора – до наркома – вот путь стремительного роста лучшего сына якутского народа.

 Биография Василия Андреевича Протодьяконова уместилась на небольшом листке. Он всегда был кратким. Руководило им и чувство скромности. Но в любой хате колхозника и в доме сельского интеллигента – будь в его родных Борогонцах или в Таттинцах, на Колыме или Индигирке, Вилюй или по Лене – можно многое узнать о нем. Везде и всюду о нем отзывались как проникновенном, растущем товарище.

  Двери кабинета Василия Андреевича Протодьяконова были широко открыты. Ежедневно у него бывали посетители, люди разных профессий, происхождения и возраста. Он внимательно выслушивал их, прислушивался к замечаниям, еще раз проверял результаты собственных работ и указаний. Он учил искусству руководить и работать, управлять финансами республики.

 В годы его труда финансовый план и государственный бюджет успешно выполнялись. Основное, что обеспечивало успех – это планомерная работа всего аппарата финансовых органов и финансового актива, работа с полным сознанием чувства долга и ответственности перед народом. Эти прекрасные качества внедрены финансовым работникам именно с приходом к руководству Наркомфина ЯАССР тов. Протодьяконова, внесшего новую струю в работе финансовых органов республики.

 Советская финансовая система  сыграла большую роль в период Великой Отечественной войны. Посредством финансовой системы наше государство мобилизовало огромные доходы и накопления  социалистического хозяйства, а также доходы и сбережения населения и направило их на дело разгрома врага, на развитие хозяйства и культуры нашей страны.

 Исключительно важные задачи была возложены на финансовую систему страны нашей республики. Ответственным и трудным это было потому, что фронт не ждал, ибо надо было день ото дня трудиться, усиливать мощь Красной Армии, бесперебойно снабжать ее вооружением, боеприпасами, снаряжением, продовольствием, а следовательно, необходимо было обеспечивать бесперебойный поток денежных средств в государственную казну, бережное, рациональное их расходование. С этими задачами финансовые органы нашей республики, как и всей страны, справились с честью.

  В лице Василия Андреевича ярко отразился большой технический, культурный и политический рост национальных кадров нашей Якутии. На его же глазах менялось лицо Якутии… Безрадостное существование осталось далеко в прошлом.

Литература:

Василий Протодьяконов. Бичик, 2008.  

Подготовила  А. И. Гоголева